ТЕМА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЗЕМЛЕЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТЕМА 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЗЕМЛЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В понимании ст. 48 ГК РФ юридические лица – это лица, владеющие обособленными активами организации, которые могут выступать в земельных правоотношениях от собственного имени. Ст. 49 ГК РФ наделяет юридические лица специальной правосубъектностью. Хозяйствовать на земле они могут исключительно в случае, если соответствующие виды деятельности предусмотрены их учредительной документацией.

Юридические лица в земельных правоотношениях

Ст. 86 ГК РФ предусмотрела существование такой организационной формы деятельности на земле, как крестьянское (фермерское) хозяйство. Особенности статуса образования:

  • не является юридическим лицом;
  • подразумевает нахождение активов в общей совместной собственности членов;
  • в случае обращения взыскания на имущество участок земли реализуется с прилюдных торгов гражданину, которое продолжит его использование по целевому назначению.

Учитывая риски и сезонную цикличность, связанные с хозяйствованием на земле, государство поддерживает с/х товаропроизводителей. Среди прочего им обеспечивается льготное страхование, кредитование. Существует возможность применения специального налогового режима – ЕСХН. Согласно ст. 3 Федерального закона № 264 «О развитии сельского хозяйства» статус сельскохозяйственного товаропроизводителя может быть связан:

  • с организационной формой деятельности (фермерское хозяйство, сельскохозяйственный потребительский кооператив);
  • со структурой доходов (70% дохода извлекается из выращивания либо переработки сельскохозяйственной продукции).

Ст. 213 ГК РФ разрешает нахождение в собственности юридических лиц любого имущества, не ограниченного в обороте. Российские юридические лица обычно владеют земельными участками на праве собственности или аренды. Муниципальным и госучреждениям, а также казенным госпредприятиям они обычно предоставляются на праве постоянного пользования, реже – на праве безвозмездного срочного пользования. Юридические лица не могут получить землю на праве пожизненного наследуемого владения.

Как определить порядок пользования земельным участком

При определении порядка пользования земельным участком определяются границы имущественных прав его совладельцев. Порядок пользования — универсальный инструмент регулирования правоотношений независимо от вида права на земельный участок, будь то право собственности или пожизненное владение по принципу наследования.

Особенностью предмета спора выступает неделимость земельного участка. При долевом владении во внимание принимаются доли каждого собственника в праве на земельный участок, а не размер долей земельного участка, измеряемый в квадратных метрах.

Трудности при определении порядка пользования земельным участком возникают, когда владельцы имущественных прав не могут добровольно договориться, каким образом они могут пользоваться и распоряжаться спорным имуществом.

Как разрешить ситуацию при определении порядка пользования земельного участка, и что необходимо предпринять, чтобы можно было беспрепятственно пользоваться земельным участком в рамках причитающейся доли — рассмотрим подробнее в нашей статье.

Понятие и общие положения о правоотношениях

Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.

Причины (основания), вследствие которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, называются юридическими фактами. Иначе говоря, юридические факты — это некие обстоятельства жизни, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В зависимости от способов регулирования (гражданско-правовые, земельно-правовые, административно-правовые и т.д.) и видов объектов регулируемых отношений правоотношения делятся на гражданские, земельные, административные и т.п.

Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники земельных участков осуществляют свои правомочия свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить негативное воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования земли, согласно которому использование земли осуществляется за плату, если иное не установлено законом.

8. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями закона.

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, согласно которому при определении их режима должны учитываться природные, социальные и другие факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия норм гражданского законодательства и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

13. Государственное регулирование приватизации земли.

Большое значение среди источников земельного права имеют нормативные акты высшей юридической силы – законы. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить ЗК РФ, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Конституцией РФ устанавливается взаимоотношение нормативных актов. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. Конституцией РФ и ЗК рФ установлено, какие вопросы должны быть урегулированы федеральными законами. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ условия пользования землей определяются на основе федерального закона. Согласно ЗК РФ значительное число вопросов подлежит регулированию только федеральными законами.

Регулирование земельных отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Читайте также:  Новое основание для досрочного выхода на пенсию

Имущественные отношения с земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Нужна помощь при регулировании земельных отношений?
Запишитесь на бесплатную консультацию юриста по земельному праву
Записаться

Понятие «земельные правоотношения»

Под «земельными правоотношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

В ст. 3 ЗК РФ «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится определение «земельных отношений»: отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К таким отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений. Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты. Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права, собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Согласно ст. 234 ГК лицо — гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Данная норма применима к земле как основному виду недвижимого имущества.

Для того чтобы приобрести право собственности на земельный участок на основании приобретательной давности, необходимо соблюдение ряда обязательных условий. Прежде всего, нужно, чтобы лицо владело земельным участком, на который у него не было никаких прав, оформленных в установленном законодательством порядке. Такое владение земельным участком должно быть добросовестным. Это значит, что фактическое владение земельным участком не может быть основано на каких-либо незаконных действиях владельца, образующих, например, составы уголовного преступления или административного проступка. Нельзя приобрести право частной собственности на основании приобретательной давности на земельный участок, который был незаконно самовольно занят фактическим владельцем. Владение земельным участком должно быть открытым, о факте такого владения должны быть осведомлены любые другие лица, и непрерывным, т.е. в течение сроков, установленных законом.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью.

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости, как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки, а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация. Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

Отношения по поводу сервитута, как правило, возникают на основании договора или судебного решения. Что касается, например, лесного сервитута, то лесное законодательство допускает возможность его установления на основании договора, а также актов государственных органов или актов органов местного самоуправления.

Особенности имеют основания возникновения права временного пользования земельным участком. Обычно основанием права пользования служебным земельным наделом является решение администрации организации, которая предоставляет земельный участок своему работнику. В случае отсутствия у этой организации свободных земель служебный земельный надел может быть предоставлен на основании решения органа местного самоуправления. Право пользования землями для изыскательских работ возникает на основании решения органа местного самоуправления о проведении изыскательских работ и договора, заключаемого с собственником земли, землевладельцем, землепользователем или арендатором, который регистрируется в соответствующем органе местного самоуправления.

Основаниями возникновения прав, которые имеют обязательственный характер, служат соответствующие договоры.

Особенностью возникновения земельных правоотношений в сфере управления использованием и охраной земель является то, что такие правоотношения возникают на основании решений исполнительных органов государственной власти. На основании административных актов возникают правоотношения в связи с проведением работ по ведению государственного земельного кадастра, учета земель, землеустройства и т.д.

С учетом фактически сложившихся отношений

Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, у собственника ограничено. Полученный путем пожизненного наследования участок земли можно только передать по наследству другому лицу.

Несмотря на то, что статья 21 Земельного кодекса РФ, в который было описано данное право, утратила силу, в действии еще находится статья 1181 Гражданского кодекса России, которая и регулирует переход право собственности на землю.

Именно эту статью применяют тогда, когда стоит вопрос о наследуемом пожизненно участки земли.

Согласно этой статье специального разрешения на то, чтобы вступить в права пожизненного владения наследуемого земельного участка, не требуется. Переход права осуществляется обычным путем на общих основаниях в рамках действующего законодательства.

Если отдельными нормативно-правовыми актами не установлено иное, то вместе с правом владения на наследуемый в пожизненном порядке земельный участок переходят и права собственности на верхний слой почвы, растения, объекты водного или лесного фонда.

Часть земли может принадлежать нескольким владельцам. Каждый из них вправе пользоваться участком по своему усмотрению, извлекать из него пользу.

Если участок находится во владении длительное время, правила добрососедства устанавливаются «негласно». Однако при изменении жизненных обстоятельств возникает необходимость фиксации прядка пользования на бумаге.

Наиболее распространенные причины определения порядка пользования долей земли:

  • Возникновение нового правообладателя. Например, прежний владелец продает свою долю, а новый не согласен с ранее установленным разделом.
  • Раздел доли между правопреемниками. При вступлении в наследство ½ надела может быть поделена между двумя или иным количеством лиц, которые не могут договориться о правилах ее использования.
  • Принадлежность недвижимости посторонними друг другу лицам. Если родные люди склонны к урегулированию конфликтов, то между посторонними возникают настоящие соседские войны, закончить которые можно только в суде.
Читайте также:  Материнский капитал в 2023 году: что нужно знать получателям

При определении границ пользования участком не возникает новый объект недвижимости. Суть процесса — установить границы, в пределах которых владельцы долей будут извлекать из участка личную выгоду, не ущемляя права других.

Прежде всего, необходимо попытаться урегулировать вопрос не доводя дело до суда, иными словами — сесть за стол переговоров и составить соглашение.

Дольщики — люди, владеющие частями одного участка. Чтобы конкретно определить, какой частью каждый их них может пользоваться, необходимо знать границы и характеристики целого земельного надела. Все данные об участке содержатся в документе — кадастровом паспорте.

Чтобы определить порядок пользования долей земельного участка, необходимо убедиться в наличии документов о постановке объекта на кадастровый учет. Без определения внешних границ раздел невозможен.

Если кадастрового паспорта нет, необходимо его получить, предварительно пройдя процесс межевания. Подробнее: Как провести межевание земельного участка в долевой собственности

Необходимым является документ, подтверждающий право собственности на землю. Им является выписка из ЕГРП. Она выдается на основании документа, подтверждающего переход права собственности от одного владельца другому. Если такого документа нет, необходимо обратиться в Росреестр, МФЦ и подать заявление о регистрации права собственности на долю.

Также при определении порядка пользования имеет значение статус участка:

  • если он принадлежит нескольким гражданам, то порядок пользования определятся пропорционально их долям во владении;
  • если участок принадлежит нескольким владельцам жилого помещения на правах бессрочного использования, его эксплуатация определяется либо согласно ранее установленному порядку, либо пропорционально их доли в жилом помещении.

Имея пакет документов, согласно которым можно четко определить характеристики спорного объекта и право на его владение, можно заключать соглашение, обращаться в суд.

В ст. 247 ГК РФ отражены основные положения о владении и использовании имущества в долевой собственности. Все участники должны согласовать между собой порядок эксплуатации земли, определить границы. При этом руководствуются:

  • сложившимся порядком пользования, который не менялся годам и устраивает всех участников;
  • размером долей в общей долевой собственности.

По соглашению собственник доли может пользоваться участком большим по размеру, чем положено по документам.

Например, дольщики имеют по ½ участка. Один из них хочет пользоваться большей долей, выращивая сельхозкультуры, а второй не нуждается в земле. В соглашении дольщики указали, что первому будет принадлежать 2/3 участка, а второму — 1/3. Второй дольщик попросил выделить ему часть с расположенным на ней бассейном, а первый не возражал. Интересы каждого были учтены.

Внимание! Соглашение между дольщиками земельного участка не требует нотариального заверения.

Необходимо учесть, что порядок, закрепленный в соглашении, не должен ущемлять права других дольщиков: препятствовать проходу к постройкам общего пользования, преграждать вход в жилье.

Документ должен включать следующую информацию:

  • дату и место составления соглашения;
  • сведения о владельцах долевой собственности в земельном участке: их ФИО, место проживания;
  • указание доли каждого владельца;
  • указание правоустанавливающих документов на участок;
  • перечень прав и обязанностей обоих дольщиков;
  • определение права пользования частями земельного надела, указание возможности осуществлять какие-либо действия: сооружать хозпостройки, выращивать плодовые деревья, разводить домашних животных или осуществлять иную деятельность;
  • установление порядка пользования коммуникациями, проходящими по участку иного дольщика;
  • срок действия соглашения;
  • подписи сторон.

Стороны могут самостоятельно очертить границы пользования объектом, однако рекомендуется провести землеустроительную экспертизу.

О необходимости привлечения экспертов можно ходатайствовать в суде на стадии досудебного разбирательства. В результате судья вынесет определение о назначении экспертизы. Также собственники вправе обратиться в организацию, имеющую лицензию на проведение экспертных работ.

Специалист поможет определить границы владений каждого из собственников и составит заключение, содержащее информацию:

  • какую площадь занимает участок, нет ли несоответствий в правоустанавливающих документах по вопросу земельных площадей;
  • имеются ли на объекте постройки;
  • не выходит ли надел за границы территории, обозначенной в кадастровых документах;
  • имеются ли иные варианты раздела и как можно урегулировать спор;
  • может ли один из дольщиков выплатить другому компенсацию и в каком размере;
  • должен ли каждый из дольщиков выполнять работы, связанные с приведением территории в надлежащий вид (устранение построек, выкорчевывание деревьев и прочие работы);
  • имеются ли на участке зоны, не пригодные для использования.

Определение порядка пользования простым (прямоугольным) участком не представляет сложности. К выделению доли в неровном участке придется обращаться к специалисту.

Если вблизи участка находятся потенциально опасные для жизни объекты, необходимо выделение буферной зоны. Ее размер будет внесен в экспертное заключение.

Полученная от специалиста информация косвенно влияет на принятие судьей окончательного решения.

В числе приложений к иску должны быть документы:

  1. Кадастровый паспорт.
  2. Правоустанавливающие документы на объект спора. Это может быть свидетельство о праве собственности, выписка из ЕГРН, причем, если доля участка определяется долей в домовладении, необходимо предоставить выписку из ЕГРН о праве собственности на дом.
  3. Заключение эксперта.
  4. Квитанцию об оплате госпошлины.

При отсутствии документов иск может быть отставлен без рассмотрения и впоследствии подан истцом повторно с учетом устранения недостатков.

При обращении с иском придется внести госпошлину в размере 300 руб. (п. 1.3 ст. 333.19 НК РФ). Квитанцию нужно прикрепить к документу, иначе заявление не будет принято к рассмотрению. Дополнительные траты могут быть связаны с получением экспертной оценки о вариантах раздела земельного участка, стоимость которой зависит от сложности работ.

После принятия иска к производству будет назначено заседание.

Истцу следует подготовиться к процессу, предоставить несколько вариантов раздела. Ответчик вправе подать судье возражение, изложить свои аргументы в пользу иного порядка пользования.

Судья обращает внимание на следующие моменты:

  • мнение кадастрового инженера;
  • сложившийся прядок пользования;
  • показания свидетелей;
  • основания, по которым участники процесса стали владельцами долевой собственности.

В ст. 9 Конституции РФ сказано, что земельный участок может быть в государственной, муниципальной, частной и иной собственности. Права всех собственников в соответствии с законом защищаются одинаково, кроме того законом признается частная собственность для граждан и их объединений.

Граждане РФ могут владеть земельным участком на праве индивидуальной, общей совместной и общей долевой собственности. Законодательством установлены следующие виды права собственности на землю:

  1. Частная собственность — право физических и юридических лиц, возникающее вследствие приватизации земель, принадлежащих муниципалитету или государству, а также в результате определенных сделок: купли-продажи, обмене, наследовании, дарении.
  2. Муниципальная собственность — принадлежит органам местного самоуправления.
  3. Государственная собственность — право собственности на земельные участки, не принадлежащие муниципалитету, физическим и юридическим лицам. Такая земля принадлежит РФ и ее субъектам.

В Конституции РФ указаны и иные формы собственности, но на законодательном уровне они в настоящее время не разработаны.

Разновидностью частной собственности является общая собственность, при которой земельным участком владеет группа лиц. При этом доля каждого из них может быть определена в установленном порядке, а может не определяться, тогда речь идет о совместной собственности. К последнему виду можно отнести собственность супругов, если земельный участок куплен в браке.

Земельным кодексом РФ установлен список земель, которые не могут находиться в частной собственности. К ним относятся:

  • участки на территории национальных парков;
  • участки на территориях общего пользования в границах населенного пункта;
  • участки в заповедниках.

На таких территориях земли могут оставаться в частной собственности, если соответствующее право у гражданина возникло до присвоения землям перечисленных статусов. Также существуют земельные участки с ограниченным оборотом, то есть их передача юридическому или физическому лицу возможна лишь в исключительных случаях, указанных в соответствующих законах.

Правовое регулирование земельных правоотношений

1. Конституция РФ регулирует земельные правоотношения в трех статьях: 9, 36, 72.

В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Любые решения по использованию природных ресурсов должны приниматься с учетом интересов местного населения. Существует ряд механизмов учета мнения местного населения, таких как сход, публичные и общественные слушания и местный референдум.

Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности.

Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.

Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица, в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя.

Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.

Подпункт «в» п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Данная норма реализуется по следующим правилам:

а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.

2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.

К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и др.

Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное право — комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О недрах» и др.

3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ, которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль, порядок ведения ЕГРП и др.

Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.

4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах — от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

Читайте также:  Штраф за отсутствие страховки ОСАГО на автомобиль в 2023 году

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.

Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
  • кадастровой выписки об объекте недвижимости;
  • кадастрового паспорта объекта недвижимости;
  • кадастрового плана территории;
  • в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

    Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.

    1. Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
    • в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
    • имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
    • в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).

      При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.

      Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.

      Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.

      В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.

      1. Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
      • признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
      • установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
      • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
      1. Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

      Фактическое пользование земельным участком

      Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком».

      О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

      В главе 4 ЗК выделяются такие виды пользования землей:

      • Аренда. Данное право пользования состоит в возможности эксплуатации определенной территорией в течение обозначенного времени и за конкретную стоимость (размер арендной платы указывается в договоре аренды).
      • Сервитут, публичный сервитут. Это ограничительное право на использование чужой территории. Данное разрешение может потребоваться для проезда или прохода по чужой территории, к примеру, для проведения строительных работ или для возведения постройки. Получить разрешение возможно двумя способами: заключить соглашение с собственником или через суд.
      • Безвозмездное пользование. Означает, что юридические лица или граждане имеют право передавать свою землю в пользование на определенное время без оплаты, что прописывается в договоре.
      • Бессрочное пользование. Это форма предоставления участков из земель, которые находятся в ведении муниципального образования. Либо передача региональным властям земельной собственности государства.

      Предоставление участка в пользование не является автоматическим предоставлением права на распоряжение.

      Необходимо ли платить налоги и сколько?

      Земельный налог возлагается на лиц, владеющих участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (данное обстоятельство регламентируется с. 388 Налогового кодекса РФ).
      А тем, у кого территория находится на праве безвозмездного пользования или передана по договору аренды платить налог не нужно.

      Формула для расчёта земельного налога:

      Земельный налог = кадастровая стоимость участка *размер доли в праве на участок*налоговая ставка*коэффициент владения.

      При этом коэффициент владения необходим только в случае владения земельным участком в течение неполного года.

      В ходе исследования достигнута его цель, решены поставленные задачи, проанализированы теоретические положения возникновения и прекращения прав на земельные участки, сформулированы выводы о предложения по устранению противоречий норм гражданского и земельного законодательства в части возникновения и прекращения прав на землю.

      Юридическая литература не раз подвергала критике низкий уровень законодательной техники ЗК РФ, в том числе неясности и неточности в терминологии. Ст. 1 ЗК РФ предусмотрены основные принципы земельного законодательства РФ. Однако данная статья содержит множество спорных положений. Например, представления о земле в ст. 1 ЗК РФ не согласуются с определением земельного участка как части поверхности.

      Объектом земельных отношений выступает только конкретный земельный участок. Термин «земля» довольно абстрактен и может характеризовать только лишь ее связь с природой. Таким образом, понятие земли «есть не что иное, как земельные участки, которые объединены в одну группу по тем функциям, которые они выполняют или по целям их использования; кроме того.

      При этом, следует различать землю как природный ресурс и как средство производства, а также как объект гражданских правоотношений. Таким образом, земельный участок — это часть земной поверхности, имеющий границы, которые определены в соответствии с федеральными законами.

      Имущественные отношения регулируются нормами как гражданского, так и земельного законодательства. Зачастую данные нормы противоречат друг другу. Так возникает проблема соотношения норм гражданского и земельного законодательства РФ. В данном случае необходимо отдавать приоритет нормам земельного законодательства в регулировании подобного рода отношения.

      Земельные участки признаются объектами недвижимого имущества и гражданского оборота. Земельные участки среди объектов недвижимости занимают главное место. При этом анализ юридической литературы показал, что дискуссии о понятии земельного участка продолжаются и по сей день, учитывая, что законодательство в данной области далеко от совершенства. Также, среди исследователей остается актуальным вопрос, что именно является объектом вещных и обязательственных прав земля или земельный участок.

      Правовой режим земель представляет собой установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов. Различают следующие виды правового режима земель: общий правовой режим, который присущ всему составу земель РФ; особый правовой режим, который присущ лишь отдельным категориям земель; специальный правовой режим — обычно присущ конкретным земельным участкам.

      Одной из наиболее распространенных причин для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков является то, что размер земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

      В чем заключается суть

      Это один из способов разрешения споров между сособственниками земли о том у кого какие полномочия на участке. То есть кому и что дозволено, а что недопустимо.

      Правила пользования земельным участком вводятся, если есть такие условия:

      1. Земельное угодье находится в долевом праве у двух и более лиц. Причем неважно кто собственники физ.лица или организации, имеется ли родственные отношения между ними и пр.

      2. Нельзя выделить долю в зем/уч в натуре. Есть определенные препятствия к этому:

      • появится участок, площадь которого меньше минимального размера (который предусмотрен в регионе);
      • станет невозможно использоваться по целевому назначению сооружения и постройки на вновь образуемом наделе;
      • возникнет нарушение границ с другими участками;
      • в результате не будет самостоятельного выхода/подъезда к образуемой территории, что создаст грубые ущемления использования соседних земель;
      • раздел земли станет явно нерациональным решением с учетом сложившейся истории конкретного земельного объекта. Например, на одной территории в одном компактном месте (в части надела) сконцентрированы капитальные сооружения сразу трех сособственников. Соответственно выдел приведет к тому, что у одного из них окажутся три строения (одно собственное, два других лиц), а у двух других на их вновь образованных территориях не будет строений вообще.

      3. Отсутствие правил приводит к спорам и критическим разногласиям между долевиками.


      Похожие записи:

      Оставить Комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *