С 2023 года изменится классификация основных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года изменится классификация основных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

Признание актива основным средством

Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:

  • иметь материально-вещественную форму

  • быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд

  • быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

  • иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

До перехода мы рекомендуем Организациям провести подготовительный этап, включающий в себя:

  • Инвентаризацию основных средств и прочих активов, которые по новому ФСБУ могут обрести статус основного средства;

  • Анализ уровня наиболее комфортного именно для вашей Организации лимита стоимости основных средств;

  • Анализ подходящих методов последующей оценки и учета основных средств с учетом специфики деятельности Организации;

  • Расчет ликвидационной стоимости объектов основных средств, находящихся на балансе Организации и определение методики ее расчета в дальнейшей деятельности;

  • Составление Учетной политики в части учета основных средств.

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:

  • срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
  • предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
  • арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
  • арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.

ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:

  • срок договора меньше 12 месяцев;
  • рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
  • компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.

Способы начисления амортизации

Начисление ОС-амортизации может реализовываться различными способами, которые зависят от целей.

Выбранные способы отмечаются в учетной политике для целей, преследуемых в налоговой учетной политике и в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет предусматривает такие способы начисления амортизации:

  • Линейный способ;
  • Метод, использующий списание стоимости имущества по сумме чисел срока его полезного использования;
  • Способ уменьшаемого остатка;
  • Метод, характеризующийся списанием стоимости продукта пропорционально ее фактическому количеству.

Важно: амортизация начисляется разными методами, в зависимости от конечных целей.

Для целей налогового учета, амортизационные отчисления могут происходить следующими способами:

  • Линейная амортизация основных средств;
  • Нелинейный аналог.

При этом, амортизационные отчисления прекращаются, если, по решению руководителя, объект переводится на 3-х месячную консервацию, а также в случаях, когда происходит:

  1. Реконструкция;
  2. Капитальный ремонт;
  3. Модернизация длительностью более года.

Сумма отчислений за год определяется по-разному, в зависимости от примененного способа:

  • В результате использования линейного метода — сумма считается на основе изначальной стоимости имущества ОС и амортизационной нормы которая исчисляется из срока его непосредственного использования.
  • Если использовался метод уменьшаемого остатка, расчет суммы, помимо срока, производится на основе остаточной цены конкретного имущества, которая приходится на начало отчетного периода (после сдачи предыдущей бухгалтерской отчетности) и амортизационной нормы.
  • В случае применения метода списания стоимости по сумме чисел лет, за основу берется изначальная цена актива, но также необходимо учитывать число лет, что остались до завершения самого времени использования имущества (числитель), и общая сумма лет фактического его использования (знаменатель).

Дополнительные условия для применения УСН

Кроме перечисленных лимитов по доходам, стоимости основных средств и численности работников есть и другие критерии для применения УСН в 2022 году, указанные в статье 346.12 НК РФ.

Об этом тоже важно знать, потому что нарушение одного из условий приведёт к утрате права на упрощёнку, даже если предел по доходам или количеству работников не был превышен.

Большинство запретов связано с видами деятельности. Нельзя перейти и работать на упрощённой системе по этим направлениям бизнеса:

  • банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации;
  • негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды;
  • организация и проведение азартных игр;
  • добыча и реализация полезных ископаемых, кроме общераспространенных;
  • производство подакцизных товаров, кроме производства вина и виноматериалов из собственного сырья.
  • частные агентства занятости, предоставляющие персонал (на кадровые агентства, которые только подбирают работников, запрет не распространяется);
  • нотариальная и адвокатская деятельность.

Кроме того, не вправе работать на упрощённой системе организации:

  • с участником-юрлицом, если его доля превышает 25% (за некоторым исключением);
  • с филиалами (представительства разрешены);
  • являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

В соответствии с положениями нового ФСБУ изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации. Теперь базу считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель, напомним, выступает очередным новшеством, введенным стандартом, и вызывает больше всего трудностей у бухгалтеров.

В отдельных случаях ликвидационная стоимость может быть признана нулевой. Например, в случаях, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце СПИ;

  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной и в соответствии с МСФО признается нулевой;

  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть надежно определена.

Если Организация планирует признавать ликвидационную стоимость по части объектов нулевой, то следует подойти в данному моменту ответственно и качественно оформить все документы, чтобы воспользоваться нормой без негативных последствий.

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по привычному методу, который применялся в рамках ПБУ 6: с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство принято к учету, если закрепить это в Учетной политике Организации.

Особо обратим внимание, что окончание срока начисления амортизации при выбытии объекта основных средств зависит от выбранного момента ее начала, и данный аспект следует закрепить в Учетной политике:

  • если с момента признания в учете – начисление завершается в момент выбытия;

  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцем выбытия.

Что такое основные средства?

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Применять его должны как о коммерческие, так и некоммерческие предприятиях. При этом размер юрлица значения не имеет. Представители малого бизнеса вправе не следовать лишь отдельным положениям документа, но в целом должны вести учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6\2020. Сравнение стандарта с действующим ранее ПБУ 6\01 показывает, что новый акт в большей степени соответствует МСФО (IAS) 16, чем предшественник. В него было внесено множество корректировок, призванных приблизить учет основных средств в РФ к международным шаблонам.

ФСБУ 6/2020 несколько видоизменяет само понятие «Основное средство». Теперь к этому имуществу относятся активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

  1. Наличие материально-вещественной формы. Ранее этот критерий не был прописан в стандарте, хотя и подразумевался на практике.
  2. Предназначенность для использования в обычной деятельности компании: производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, реализации товаров, сдачи каких-либо объектов во временное пользование за плату, осуществление управленческих функций. В новом стандарте к этому перечню добавлены природоохранные мероприятия.
  3. Продолжительный предполагаемый срок эксплуатации. Речь идет минимум о 12 месяцах. Если операционный цикл юрлица превышает год, то за лимит принимается длительность этого оборота.
  4. Определённые цели использования актива:
  • для коммерческих юрлиц – получение экономических выгод;
  • для некоммерческих объединений – выполнение задач, ради которых и создавалось общество (обычно они закреплены в уставе таких организаций).

В соответствии с п. 5 ФСБУ 6\2020 хозяйствующий субъект вправе установить стоимостной лимит в качестве критерия для отнесения того или иного имущества к категории «Основные средства». Все, что стоит меньше этой величины, будет считаться «малоценкой». А на такие активы действие нового стандарта уже не распространяется.

Читайте также:  Новое основание для досрочного выхода на пенсию

Стоимостной лимит допустимо устанавливать не только в фиксированной сумме, но и в процентах от общей стоимости основных средств компании. Например, юрлицо может закрепить в учетной политике подобное положение: группы активов считаются несущественными до тех пор, пока их стоимость не достигнет 4 % от общей величины стоимости основных фондов.

Траты на малоценное имущество списываются на расходы периода. Тем не менее каждая компания обязана должным образом организовать учет таких активов. Самые популярные варианты – использование забалансовых счетов или специальных ведомостей.

Величину стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам и особенности учета «малоценки» необходимо отразить в учетной политике.

Итак, учет основных средств теперь регламентирован ФСБУ 6\2020. П. 6 документа уточняет, что действие акта не распространяется на следующие виды активов:

  • капитальные вложения;
  • долгосрочные активы, предназначенные для реализации.

Сравнение учета в бюджетном и автономном учреждении

В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Какое имущество признается особо ценным

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ) установлены пунктом 4 постановления Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

В силу пункта 4 Порядка № 538 в перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения в состав такого имущества включается:

1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;

2) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ соответствующими органами власти;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Итак, в бюджетном учреждении ОЦИ относится:

  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Как перевести имущество в категорию особо ценного, читайте в статье журнала Учет в учреждении.

Применение стандарта «Обесценивание активов»

Согласно п. 15 Стандарта «Обесценивание активов» учреждения должны признавать убыток от обесценивания ОС, если его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого основного средства.

Справедливая стоимость —это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.

В соответствии с п. 6 Стандарта № 259н проверку на обесценение необходимо будет провести, воспользовавшись результатами годовой инвентаризации. Поэтому, в случае если учреждение допустит ошибку при оценке срока полезного использования или при выборе метода начисления амортизации, что приведет к завышению остаточной стоимости имущества на любую отчетную дату, необходимо будет сделать исправительные записи, уменьшив стоимость такого основного средства до его справедливой стоимости. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости следует оценивать и необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования (согласно п. 13 Стандарта № 259н).

Лимит стоимости основных средств в 2021 году: бухгалтерский учет

Все критерии соответствия внеоборотного актива нормам, определенным ПБУ, должны быть достигнуты в бухгалтерском учете организации. Так, к объектам основных фондов должны быть отнесены активы со сроком использования, превышающим один год, приобретенные не для перепродажи. Один из важных показателей, позволяющих не столько включить имущество в состав ОС, сколько обеспечить планомерное списание его стоимости методом начисления амортизации, представляет собой лимит стоимости основных средств (в 2021 году без изменений).

На основании ПБУ 6/01, к числу основных средств относят внеоборотные активы со стоимостью, превышающей 40 тыс. руб. Вследствие этого, все объекты, затраты на приобретение которых не превышают указанной величины, входят в состав МПЗ и подлежат отнесению к затратам единовременно.

Способы начисления амортизации

Начисление ОС-амортизации может реализовываться различными способами, которые зависят от целей.

Выбранные способы отмечаются в учетной политике для целей, преследуемых в налоговой учетной политике и в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет предусматривает такие способы начисления амортизации:

  • Линейный способ;
  • Метод, использующий списание стоимости имущества по сумме чисел срока его полезного использования;
  • Способ уменьшаемого остатка;
  • Метод, характеризующийся списанием стоимости продукта пропорционально ее фактическому количеству.

Важно: амортизация начисляется разными методами, в зависимости от конечных целей.

Для целей налогового учета, амортизационные отчисления могут происходить следующими способами:

  • Линейная амортизация основных средств;
  • Нелинейный аналог.

При этом, амортизационные отчисления прекращаются, если, по решению руководителя, объект переводится на 3-х месячную консервацию, а также в случаях, когда происходит:

  1. Реконструкция;
  2. Капитальный ремонт;
  3. Модернизация длительностью более года.

Сумма отчислений за год определяется по-разному, в зависимости от примененного способа:

  • В результате использования линейного метода — сумма считается на основе изначальной стоимости имущества ОС и амортизационной нормы которая исчисляется из срока его непосредственного использования.
  • Если использовался метод уменьшаемого остатка, расчет суммы, помимо срока, производится на основе остаточной цены конкретного имущества, которая приходится на начало отчетного периода (после сдачи предыдущей бухгалтерской отчетности) и амортизационной нормы.
  • В случае применения метода списания стоимости по сумме чисел лет, за основу берется изначальная цена актива, но также необходимо учитывать число лет, что остались до завершения самого времени использования имущества (числитель), и общая сумма лет фактического его использования (знаменатель).

Какие выгоды дает статус малого предприятия

Когда организации присваивают статус малого предприятия – она автоматически получает возможность использовать всевозможные льготы и получать материальную поддержку от государства. Все меры поддержки установлены на всех уровнях власти – федеральном, региональном, местном.

Читайте также:  Вступление в гражданство РФ гражданами Киргизии в упрощенном порядке

Льготы распространяются не только на уплату налогов, список льгот гораздо обширнее, например, к ним относятся упрощенные мероприятия при сдаче отчетности, в том числе и бухгалтерской. Обо всех льготах вы можете прочитать в следующем разделе. Поэтому многие недобросовестные предприниматели пытаются «подстроить» свое предприятие под статус малого. В современном мире это частая практика.

ФСБУ 6/2020 Основные средства: рекомендации к применению

В первую очередь специалистам учета на предприятии следует отчетливо представлять разницу и сходство в подходах к отражению ОС и операций с ними в бухгалтерском и налоговом учете ОС.

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете для того, чтобы фирма могла считать определенное оборудование своим основным средством, объект должен соответствовать следующим критериям:

  • предположительный срок использования объекта превышает 12 месяцев;
  • объект приобретен для использования в хоздеятельности предприятия, а не для перепродажи;
  • актив способен приносить экономическую выгоду предприятию;
  • первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. для бухучета и 100 000 руб. в целях налогового учета.

Если компания решает продать ОС, то у специалиста по бухучету возникает задача корректно показать факт продажи в бухгалтерской отчетности. Какие бухгалтерские последствия влечет за собой продажа ОС?

1. На дату продажи (перехода прав собственности к новому хозяину) компании-продавцу следует отразить доход. Такой доход учитывается в составе прочих и аккумулируется на счете 91 (по кредиту).

ВАЖНО! Доходом выступает только чистая цена продажи, без НДС. Однако на счет 91 сначала зачисляется весь доход, после чего сумма НДС по ОС отражается проводкой по дебету счета 91 в корреспонденции со счетом 68.

Как учитывается НДС с продажи ОС читайте в публикации «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».

2. Продажа ОС влечет за собой необходимость отнесения остаточной стоимости по такому ОС на прочие расходы фирмы.

Об особенностях бухучета продажи ОС узнайте здесь.

В части документального оформления продажи ОС компании следует помнить, что факт передачи ОС покупателю фиксируется актом приемки-передачи.

Если фирма решила передать свое бывшее ОС в уставный капитал другой организации, следует помнить, что такую передачу также необходимо оформить соответствующим актом. Он может быть составлен как в свободной форме, так и с использованием шаблона по форме ОС-1. При этом важно, чтобы в таком акте была отражена остаточная стоимость ОС, а также величина НДС, который фирма должна будет восстановить в связи с передачей ОС в качестве вклада в УК иной компании.

Далее. Переданное ОС оценивается участниками принимающей организации для определения размера вклада, осуществленного таким ОС. Поэтому компании важно понимать, что если участники оценят ОС по стоимости, превышающей его учетную стоимость, то разницу фирма отнесет на свои доходы (кредит счета 91 в корреспонденции с дебетом счета 76, предназначенным для учета задолженности фирмы по вкладу в УК сторонней компании). В обратном случае, если акционеры оценили ОС в меньшем размере, чем то было указанно в бухгалтерских документах фирмы, получается, что фактически задолженность по вкладу в УК погашена не до конца. Поэтому разницу следует включить в состав прочих расходов и списать на дебет счета 91.

Начислять ли амортизацию на ОС, полученный в качестве взноса в УК, читайте здесь.

Ликвидация ОС имеет некоторые особенности в плане бухучета.

Во-первых, поскольку дохода за выбывшее ОС получено фирмой не было, компания должна будет показать в учете только расходы. К расходам (отражаемым по дебету счета 91) в данном случае будут относиться следующие:

  • остаточная стоимость ликвидируемого ОС;
  • сумма затрат на работы (как собственные, так и выполненные третьими лицами), которые непосредственно сопутствовали ликвидации ОС;
  • величина НДС, который фирме пришлось восстановить в связи с ликвидацией ОС.

Какие проводки составляются при выбытии объекта ОС см. в материале «Выбытие основных средств в бухгалтерском учете (нюансы)».

Во-вторых, специалистам, ответственным за бухучет ОС, не следует забывать, что в результате ликвидации фирма получает какие-либо новые материальные запасы. Их необходимо учесть на счете 10 (по дебету) в корреспонденции с увеличением прочего дохода фирмы (кредит 91).

О том, как учесть издержки при ликвидации ОС, читайте здесь.

Традиционный подход к определению инвентарных объектов основных средств дополнен признанием самостоятельным инвентарным объектом:

ОБЪЕКТ

ПОЯСНЕНИЕ

Каждая часть одного объекта ОС, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом Ранее – при существенном отличии лишь срока полезного использования
Существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов ОС с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев Ранее – относились на расходы периода

После признания объект основных средств можно отражать в бухучете по переоцененной стоимости. При этом стоимость такого объекта регулярно переоценивают таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости (ранее – объект переоценивали по текущей (восстановительной) стоимости).

Новый Федеральный стандарт бухучета по основным средствам

Микропредприятия — это особая группа, которую закон № 209-ФЗ выделяет «внутри» малого бизнеса. Критерии по структуре уставного капитала здесь те же, что и для всех малых предприятий, но ограничения по масштабу бизнеса намного жёстче:

  1. Годовой доход — до 120 млн руб.
  2. Среднесписочная численность — до 15 человек.

Микропредприятия, которые имеют право на упрощённый бухучёт, могут не применять ФСБУ 5/2019. Отказ от применения стандарта означает, что у организации фактически не будет бухучёта запасов. В этом случае все запасы необходимо списать на расходы сразу в том периоде, когда они были куплены (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Такой подход, хотя и упрощает бухучёт, но может создать дополнительные сложности. Например, у бизнесмена не будет возможности контролировать остатки на складе.

Отказ от учёта запасов удобен только, если одновременно выполняются два условия.

  1. У компании в принципе не бывает существенных материальных затрат и запасов, и поэтому информация о них не важна для управления.
  2. Применяемая налоговая система не предполагает учёта расходов. После отмены ЕНВД с начала 2021 года для юридических лиц остался только один налоговый режим с такими условиями: УСН «Доходы».

Во всех остальных случаях представителям микробизнеса лучше не отказываться от учёта запасов. Особенно это касается производственных компаний, а также тех, кто должен предоставлять бухгалтерскую отчётность банкам и инвесторам.

При заключении договоров с длительной отсрочкой (рассрочкой) платежа поставщики обычно увеличивают цены по сравнению с расчётами по предоплате или с короткой отсрочкой. В ФСБУ 5/2019 указан лимит длительности отсрочки в 12 месяцев, но организация может установить и более короткий период.

В общем случае компания при длительной отсрочке должна учесть запасы по такой стоимости, как будто этой отсрочки не было, то есть по меньшей цене. Разницу между оценочной стоимостью запасов и той суммой, которая указана в документах, следует учитывать, как проценты по кредиту (п. 13 ФСБУ 5/2019). Малые предприятия могут не производить все эти расчёты и учитывать стоимость запасов на основании документов поставщиков, вне зависимости от длительности отсрочки.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Если организация приобретает запасы с отсрочкой (рассрочкой) платежа на период свыше 12 месяцев, то эти запасы принимаются к учёту по цене поставщика. Организация не проводит расчёт разницы между стоимостью запасов, которая была бы при отсутствии отсрочки, и их фактической стоимостью (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Малые предприятия могут не корректировать стоимость запасов на суммы премий, скидок, льгот, которые предоставляют поставщики.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация признает приобретенные запасы по ценам, указанным в документах поставщика. Скидки, премии, льготы и другие подобные отклонения от цены не учитываются в стоимости запасов (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

Если малое предприятие использует вышеперечисленные послабления, то оно не должно включать в себестоимость запасов транспортно-заготовительные расходы (пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019). К таким расходам относятся, например, затраты на доставку, упаковку, сортировку. Они списываются в том периоде, когда были произведены.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Затраты, которые указаны в пп. «б» – «е» п. 11 ФСБУ 5/2019 (на доставку, упаковку и т.п.), подлежат включению в расходы периода, в котором были понесены (п. 17 ФСБУ 5/2019)».

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).

Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

Читайте также:  Какие льготы полагаются ветеранам труда в 2023 году

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – Стандарт). Он заменит Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 (далее – ПБУ 6/01) «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н).

Стандарт распространяется на все организации (за исключением организаций бюджетной сферы). Организации, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут не применять отдельные положения Стандарта. Учет основных средств, установленный Стандартом, отличается от учета основных средств, который предусмотрен ПБУ 6/01.

В соответствии с ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Стандартом учет капитальных вложений в составе основных средств не предусмотрен. Также Стандарт не распространяется на долгосрочные активы к продаже.

Согласно ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия для признания их основными средствами, но стоимостью не более 40 000 рублей, организации могут учитывать в составе материально-производственных запасов. Эта норма сохранена в Стандарте, но стоимостной критерий (40 000 рублей) исключен. Теперь этот критерий организации будут определять самостоятельно с учетом существенности имеющейся информации об основном средстве, подлежащем учету в составе МПЗ. Таким образом, в состав МПЗ организации смогут включать активы стоимостью свыше 40 000 рублей.

По Стандарту единицей бухгалтерского учета основных средств по-прежнему является инвентарный объект. Но в отличие от ПБУ 6/01 теперь самостоятельными инвентарными объектами признаются также существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

В Стандарте новое название получили основные средства, представляющие собой недвижимость, предназначенную для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости. Такие основные средства в Стандарте названы «инвестиционная недвижимость».

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В Стандарте дано новое определение этому понятию. Первоначальной стоимостью объекта основных средств считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете. Следует отметить, что в Стандарте отсутствуют положения, устанавливающие порядок определения первоначальной стоимости основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, полученных по договору дарения и др.

По Стандарту после принятия объекта основных средств к учету он может учитываться как по первоначальной, так и по переоцененной стоимости. В Стандарте изложены правила проведения переоценки различных групп основных средств.

Согласно Стандарту стоимость основных средств, как и прежде, должна погашаться путем начисления амортизации. При этом к основным средствам, не подлежащим амортизации в соответствии с ПБУ 6/01 (основные средства, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются – земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы и коллекции и др.), добавлена инвестиционная недвижимость, оцениваемая по переоцененной стоимости. В то же время по новому Стандарту начисление амортизации по основным средствам не приостанавливается, в том числе в случаях простоя или временного прекращения использования основных средств. Исключение составляет случай, когда ликвидационная стоимость объекта основных средств становится равной или превышает его балансовую стоимость. В соответствии с ПБУ 6/01 начисление амортизации приостанавливалось в случае перевода объекта на консервацию на срок более трех месяцев и на период восстановления объекта продолжительностью более 12 месяцев.

В Стандарте изменена дата начала и прекращения начисления амортизации по объекту основных средств. Теперь в общем случае амортизация должна начисляться с даты признания объекта основных средств в бухгалтерском учете, а прекращаться начисление амортизации должно с момента списания объекта основных средств в бухгалтерском учете. При этом по решению организации допускается начислять амортизацию и прекращать начисление амортизации в прежнем порядке (начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету, прекращать – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания его с учета).

Из числа способов начисления амортизации исключен способ списания стоимости основного средства по сумме чисел лет срока полезного использования.

Таким образом, в Стандарте предусмотрено три способа начисления амортизации:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

В Стандарте изложен порядок расчета амортизации при применении каждого способа.

Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н вступил в силу с 27.10.2020. В соответствии с п. 2 приказа ФСБУ 6/2020 организации обязаны применять с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. В то же время организация вправе начать применение этого Стандарта до указанного срока.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 и частью 11 статьи 27 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344; 2019, № 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21 (1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258, 2020, № 6, ст. 698), Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. № 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2019 г., регистрационный № 55062), приказываю:

1. Утвердить:

а) Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» согласно приложению № 1;

б) Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» согласно приложению № 2.

2. Установить, что Федеральные стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» применяются, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении настоящих Стандартов до указанного срока.

3. Признать утратившими силу с 1 января 2022 г.:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2001 г., регистрационный № 2689);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 мая 2002 г. № 45н «О внесении дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2002 г., регистрационный № 3505);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 ноября 2003 г., регистрационный № 5252);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 147н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 января 2006 г., регистрационный № 7361);

пункт 4 изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 116н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2006 г., регистрационный № 8397);

пункты 3, 6 изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 156н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2006 г., регистрационный № 8698);

пункты 4, 12 изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 132н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2010 г., регистрационный № 19048);

пункты 3, 7 изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 186н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 февраля 2011 г., регистрационный № 19910);

пункт 2 изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 64н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2016 г., регистрационный номер № 42429).

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2020 г.

1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций.

2. Настоящий Стандарт не применяется организациями бюджетной сферы.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *