Профессиональные стандарты в области ЖКХ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные стандарты в области ЖКХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Как раньше жили без профстандартов?

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Коммунальное теплоснабжение

№ п/п

Наименования профессиональных квалификаций

Реквизиты профессионального стандарта

1

Мастер по эксплуатации котлов на твердом топливе до 20,0 Гкал/ час
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «7» апреля 2014 г. № 192н

2

Руководитель структурного подразделения предприятия по эксплуатации котлов на твердом топливе
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «7» апреля 2014 г. № 192н

3

Мастер по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве до 20,0 Гкал/ час
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 237н

4

Руководитель структурного подразделения предприятия по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 237н

5

Мастер по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей
(5 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 246н

6

Инженер по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей
(6 уровень квалификации)

«Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «11» апреля 2014 г. № 246н

7

Помощник огнеупорщика
(2 уровень квалификации)

«Огнеупорщик»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1080н

8

Огнеупорщик – футеровщик
(3 уровень квалификации)

«Огнеупорщик»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1080н

9

Обмуровщик -футеровщик
(3 уровень квалификации)

«Огнеупорщик»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1080н

10

Помощник котлочиста
(2 уровень квалификации)

«Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1037н

11

Котлочист
(3 уровень квалификации)

«Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1037н

12

Котлочист
(4 уровень квалификации)

«Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1037н

13

Помощник изолировщика трубопроводов
(2 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

14

Помощник изолировщика трубопроводов
(3 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

15

Изолировщик по теплоизоляции трубопроводов
(3 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

16

Изолировщик по гидроизоляции сетей водо- и теплоснабжения
(4 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

17

Изолировщик по теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения
(4 уровень квалификации)

«Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1068н

18

Аппаратчик водоподготовки
(3 уровень квалификации)

«Работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1122н

19

Оператор водоподготовки
(4 уровень квалификации)

«Работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1122н

20

Слесарь по обслуживанию котельного оборудования
(3 уровень квалификации)

«Слесарь по ремонту оборудования котельных»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1042н

21

Слесарь по ремонту котельного оборудования
(4 уровень квалификации)

«Слесарь по ремонту оборудования котельных»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «21» декабря 2015 г. № 1042н

22

Аппаратчик химической водоподготовки
(3 уровень квалификации)

«Работник по химической водоподготовке котлов»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1130н

23

Оператор паровых и водогрейных котлов
(3 уровень квалификации)

«Работник по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, котлов и трубопроводов пара»,
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от «24» декабря 2015 г. № 1129н

Почему в коммунальной сфере с таким трудом внедряются профстандарты?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • следующая ›
  • последняя »

Исходя из ст. 195 ТК РФ, профессиональный стандарт определяет необходимый уровень квалификации для конкретной профессии. То есть, работнику необходимо обладать образованием, навыками и знаниями, перечисленными в стандарте. На основе документа работодатели выясняют, подходит ли конкретный субъект на обозначенную должность.

Основываясь на корректировках законодательства относительно профстандартов, можно сделать вывод, что в 2021 году их применение является обязательным не для всех организаций и должностей.

  1. В тексте нормативов указание на обязательное использование не прописывается. Ответ на вопрос о том, для кого обязательны профстандарты, находится в ст. 195/3 ТК РФ. В данной статье обозначено положение, в соответствии с которым, если для конкретной должности законодательством предусмотрены квалификационные требования, то профстандарт в части указанных требований будет необходим к применению.
  2. Исходя из ст. 57 ТК РФ, применение профессиональных нормативов также необходимо, если деятельность сотрудника на конкретной должности связана с получением льгот и гарантий или предполагает наличие ограничений.

Таким образом, для государственных предприятий использование профстандартов является необходимостью, в то время как для коммерческих предприятий подобные нормативы во многом носят рекомендательный характер (за исключением некоторых должностей, например, главного бухгалтера).

Комплекс мероприятий по внедрению профстандартов в организацию заключается в следующем:

  1. Публикация распоряжения руководителя об утверждении и внедрении новых нормативов в фирме.
  2. Составление и утверждение плана действий, в соответствии с которым профстандарты будут внедряться.
  3. Формирование комиссии для ввода нормативов в действие, а также для осуществления консультаций при необходимости.
  4. Изучение перечня обязательных профстандартов, а также их положений.
  5. Составление перечня должностей, которые должны быть приведены к единым требованиям стандартов.
  6. Уведомление сотрудников об изменениях.
  7. Аттестация подчиненных, уже занятых на тех должностях, которые нуждаются в корректировке.
  8. Формирование пакета документов, в которые по факту принятия стандартов будут внесены корректировки. К таким бумагам относятся трудовые договоры и дополнительные соглашения, должностные инструкции, а также прочие локальные нормативные акты.

При этом возможно повышение квалификации служащих в ходе внедрения нормативов. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации с помощью сформированной аттестационной комиссии или прочих образовательных учреждений.

Нередко возникают спорные ситуации относительно несоответствия названия должности в штатном расписании и ее наименования в профстандарте. Подобное непонимание также может повлечь трудности в определении того, какие профстандарты обязательны к применению.

Практика показывает, что решением вопроса можно считать исключение наименования текущей должности из штатного расписания, и включение туда нового названия, исходя из профессионального норматива. Также необходимо составить с сотрудником дополнительное соглашение о данном действии, внести корректировки в трудовую книжку и личную карточку служащего.

Список профессий, для которых требования профстандартов обязательные, несмотря на форму собственности предприятия, довольно широк. Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить. В таком случае сотруднику может быть предложена другая должность. Если данный вариант также не приемлем хотя бы одной из сторон, то потерявшая актуальность должность ликвидируется, а сотрудник попадает под сокращение штата и впоследствии увольняется.

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Читайте также:  Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

  • Правовая база
  • Аттестат соответствия ЦОК в ЖКХ и удостоверения экспертов
  • Форма плана-мероприятий
  • Публикации в журнале «Энергетика и ЖКХ»
  • Профессиональные экзамены

Постановлением от 10.12.2002 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (в ред. от 04.09.2012; далее — Постановление № 877)) Правительство РФ, ссылаясь на ст. 100 ТК РФ, установило, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти — Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Также Постановлением № 877 перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти предписано утвердить до 01.04.2003 НПА, определяющие особенности режима рабочего времени и времени отдыха таких работников. Конечно же, в этот срок поручение выполнено не было, однако в 2003–2016 гг. многие министерства и ведомства все же утвердили положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников подведомственных организаций, имеющих особый характер работы. Соответственно, положения профстандартов, совпадающие с нормами таких НПА, являются обязательными (хотя нужно заметить, что далеко не всегда имеется непосредственная связь льгот и ограничений по продолжительности рабочего времени и времени отдыха с конкретными наименованиями позиций).

Не утратило силу и применяется в настоящее время Постановление Минтруда России от 12.07.1999 № 22 «Об установлении продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации», в соответствии с которым установлены особые условия труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации — пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, бортоператоров.

К работникам, имеющим особые условия труда, специалисты в области трудового права[2] относят также и другие категории работников, например, это:

  • врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские сестры, работающие вместе с ними (Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 № 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»);
  • работники, которым установлен многосменный режим работы (Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 02.07.1990 № 647 «Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслей народного хозяйства»);
  • работники территориальных органов Чеченской Республики, а также работники, командированные в Чеченскую Республику, условия оплаты труда и предоставление дополнительныхм льгот которым установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.1994 № 1440 (в ред. от 14.01.2002), и др.

К работникам с особыми условиями труда можно также отнести тех работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 329 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (утвержден 19.01.2008 Постановлением № 16).

Согласно ч. 2 ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ. Здесь мы уже чаще встречаем прямую связь между наименованием позиции и льготами либо ограничениями.

И, наконец, предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой приведены НПА, устанавливающие связь между позицией работников и квалификационными требованиями к ним[3]. Соответственно, применение профстандартов в части совпадения с этими НПА также является обязательным.

  • Профессиональные стандарты: правда и вымысел
  • О профессиональных стандартах кадровиков

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Требования к управляющим компаниям 2021

Когда для учреждения применение профессиональных стандартов является обязательным, уклонение от их внедрения карается привлечением к административной ответственности. В частности, исходя из ст. 5/27 КоАП, нарушение предусматривает такое наказание при первом инциденте:

  • начисление штрафа для должностных субъектов от 1000 до 5000 руб.
  • начисление штрафа для компании от 30.000 до 50.000 руб.

На данный момент судебная практика по рассматриваемому вопросу не является сформированной. Существуют единичные случаи разбирательств в суде:

  1. На должность в государственной компании был назначен субъект, уровень квалификации которого не соответствовал профстандарту, хотя он являлся обязательным к применению. По факту судебного разбирательства, судья постановил необходимость возврата заработной платы субъекта в бюджет. Постановление арбитражного суда № А33/2144/2013 от 12.11.2013г.
  2. При внедрении профстандарта на предприятии сотрудник, трудящийся на должности, которая предполагала корректировки в соответствии с новым нормативом, не был аттестован. Впоследствии выяснилось, что его уровень квалификации не соответствует требованиям. Постановлением арбитражного суда № А56/26857/2014 от 30.10.2014г. была назначена необходимость прохождения курсов повышения квалификации с повторным проведением аттестации.

Если в ходе модернизации нормативной базы компании выясняется, что какой-то подчиненный не соответствует требуемому квалификационному уровню, существуют следующие способы решения проблемы:

  1. Подчиненному предлагается другая, менее трудная работа.
  2. Подчиненный направляется на курсы дополнительного образования. Наниматель также вправе решить, за чей счет (компании или служащего) будет проходить обучение. В условиях, когда руководитель решает обеспечить работника курсами повышения квалификации за свой счет, с субъектом заключается ученическое соглашение, в котором фиксируется положение, в соответствии с которым после завершения обучения лицо должно отработать в фирме конкретное количество времени. При неисполнении данного условия на подчиненного может быть наложена ответственность по возмещению расходов на его обучение.

Однако, по словам Ивана Шкловца, данный вывод неверный, поскольку он опровергается положением части 2 статьи 195.3 ТК РФ.

Читайте также:  Можно ли использовать материнский капитал на покупку земли под ижс в 2022

Иными словами, если законодательство РФ не содержит обязательные требования к квалификации той или иной категории работников, то работодатель вправе использовать соответствующий профстандарт лишь как рекомендательный методический документ.

В качестве примера можно назвать профстандарт «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Минтруда России от 06.10.15 № 691н). Действующее законодательство РФ не предъявляет требования к квалификации специалистов по кадрам, поэтому применение указанного профстандарта не является обязательным.

В то же время на основании этого стандарта можно определить наименование должностей, установить трудовые функции работников, требования к их образованию и опыту работы и др.

Так, утвердительный ответ на вопрос, обязательны ли профстандарты, справедлив для таких специальностей:

  • адвокаты;
  • судьи;
  • экипажи воздушных судов;
  • аудиторы и главные бухгалтеры;
  • служащие государственных учреждений;
  • лица, работающие на подземных объектах;
  • субъекты, имеющие доступ к химическому оружию;
  • педагогические сотрудники;
  • медики и фармацевты;
  • специалисты в сфере закупок государственного назначения.

На основании ст. 74 ТК РФ, работодатель не вправе вносить корректировки в трудовое соглашение с сотрудником без его ведома и согласия, в частности, запрещается менять функциональные обязанности подчиненного. Это означает, что, если субъект откажется от смены названия должности и новых обязанностей в соответствии с профстандартом, руководитель не может его принудить.

Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.

Права и ответственность юрисконсульта

Когда юрисконсульт оформляется на работу, то он наделяется определенными правами. К таким правам можно отнести:

  • Вести переписку с судебными, государственными органами по правовым вопросам;
  • Выступать представителем предприятия в органах государственной власти по правовым вопросам;
  • Получать материалы, сведения, поручения для выполнения обязанностей от других подразделений;
  • Если на предприятии выявлены правовые нарушения, тогда в обязательном порядке принять определенные меры;
  • Давать указания по юридическим вопросам отдельным специалистам;
  • Проставлять визу на документах, которые связаны с управленческой деятельностью;
  • Требовать от руководства нормальных, соответствующих законодательству условий хранения документов.

Юрисконсульт, как и любой другой сотрудник предприятия, несет ответственность за те действия, которые он совершил. Так как с него обязательно спросят, если это влечет за собой неблагоприятные последствия работы предприятия.

Что представляют собой профстандарты юрисконсульта

Профстандарты юрисконсульта представляют собой характеристику квалификации, которая требуется сотруднику для осуществления некоторых видов деятельности, а также выполнения рабочих обязанностей.

Профстандарты содержат в себе требования к знаниям, практическим навыкам и трудовому стажу. Подобные профессиональные стандарты разработали для большей части профессий. Это относится к педагогам, IT-специалистам, работникам по кадрам и так далее.

Профстандарты принято использовать работодателями в процессе разработки кадровой политики и в управлении трудовым коллективом, когда организовывается обучение и аттестация работников, составляется должностная инструкция, устанавливаются тарифы на работы, присваиваются тарифные разряды и определяется система начисления зарплаты, учитывающая все нюансы, связанные с организацией производства на данном предприятии.

Профессиональные стандарты в РФ 2021 года в соответствии с приказом Минтруда

ВЫ МОЖЕТЕ ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЧЕРЕЗ РЕДАКЦИЮ (в любое время)

на ежемесячное получение журнала в виде простой бандероли или электронной версии журнала

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Таблица изменений профстандартов «лифты»

Смотрите в таблице, какие документы будут действовать, а какие отменяются с 01.09.2021.

Должность, профессия/ Профстандарт

До 01.09.2021

С 01.09.2021

Раздел по отрасли

Диспетчер лифта

16.049

приказ от 25.12.2014 № 1120н

40.210

приказ от 18.03.2021 № 136н

Было: «Строительство и ЖКХ»

Стало: «Сквозные профессии для всех отраслей»

Электромеханик по лифтам

16.003

приказ от 20.12.2013 № 754н

40.211

приказ от 31.03.2021 № 193н

-//-

Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов, подъемных платформ

16.037

приказ от 22.12.2014 № 1082н

40.212

приказ от 31.03.2021 № 198н

-//-

Монтажник лифтов, подъемных платформ, поэтажных эскалаторов

16.052

приказ от 26.12.2014 № 1178н

40.213

приказ от 31.03.2021 № 202н

-//-

Специалист по эксплуатации лифтового оборудования

16.004

приказ от 17.01.2014 № 18н

40.214

приказ от 31.03.2021 № 203н

-//-

Эксперт: Месячная Тарифная Ставка Рабочих Первого Разряда 2021

По официальному сообщению Федеральной службы государственной статистики, сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в IV квартале 2021 года составил 102,3%.
И вот такой закон решили, наконец-то, принять.Дело дошло до финальной стадии повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в России.

ЕТС использовалась с 1993 по 2021 годы для государственных бюджетных учреждений и до 2021 — для региональных. После ее заменила НСОТ — новая система оплаты труда, где доход трудящегося стал складываться из оклада, стимулирующих выплат и компенсаций.
О том, как она рассчитывается, мы расскажем ниже. ► Так как оплата труда ее принципы и размер являются существенным условием трудового договора, то часовая тарифная ставка также должна найти отражение в соответствующем разделе договора (ст. 57 ТК РФ). Заработная плата, получаемая работником, может состоять только из оплаты отработанных часов или с применением стимулирующей премиальной части.

Расчет заработной платы в 2022 году

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге (заработная плата + ежемесячная премия).

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге. ОППВ не уплачиваются.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге). 100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет. 100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге; 45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге). 100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000; 90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет. 100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге; 88 000 * 9,5% = 8 360 тенге; 8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге). 100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

Расчет

ОПВ

10 000 тенге

ИПН

4550 тенге

СО

3150 тенге

СН

5210 тенге

ООСМС

2000 тенге

ВОСМС

2000 тенге

За счет работодателя

10360 тенге

За счет работника

16550 тенге

Сумма «на руки»

83450 тенге

Вычислим зарплату для низкооплачиваемых работников (доход за месяц не превышает 25 МРП), на которых распространяется 90% уменьшение облагаемого дохода по ИПН.

Доход работника Ежевикиной А.А. в январе 2021 года составил 50 000 тенге. Это совокупный доход работника за месяц и он менее 25 МРП (72 925 тенге в 2021 году).

Работник имеет право на вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге, вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС.

Обязательно ли применение профстандартов в сфере ЖКХ?

Процессы реформирования жилищно-коммунального хозяйства России свидетельствуют о том, что сложившаяся в советский период инфраструктура данного сектора муниципальной экономики в последние десятилетия претерпевает существенные изменения.

Появились совершенно новые виды профессиональной деятельности, связанные с управлением многоквартирными домами (МКД), организацией проведения капитального ремонта МКД, новые формы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов, комплексного благоустройства городских территорий и др. [1–4].

Меняется организационно-экономическая основа управления объектами коммунальной инженерной инфраструктуры: на смену муниципальным унитарным предприятиям (МУП) приходят компании немуниципальной и негосударственной форм собственности для осуществления деятельности по производству ресурсов и предоставлению услуг в сфере водо-, газо-, тепло-, электроснабжения потребителей и обращения с отходами производства и потребления, в том числе на основе концессии [5–6].

Читайте также:  Документы для очереди в детский сад

В совокупности наличие этих факторов приводит к появлению новых и угасанию существующих в отрасли профессий рабочих и служащих, оказывает существенное влияние на изменение квалификационных требований к работникам жилищно-коммунального хозяйства [7–8].

Эти изменения на рынке труда требуют совершенствования действующей, основанной на тарифно-квалификационных справочниках, системы регулировании трудовых отношений.

Помимо указанного, необходимость использования современных инструментов регулирования трудовых отношений и системы оплаты труда в ЖКХ обусловлена также внедрением нового современного оборудования, технологий и материалов.

В создавшихся условиях внедрение национальной системы квалификаций в целом и профессиональных стандартов как ее основополагающего элемента в практическую деятельность современных предприятий жилищно-коммунального хозяйства становится одной из важнейших задач региональных и муниципальных органов власти, а также руководителей предприятий этого сектора муниципальной экономики.

Необходимость формирования качественно нового рынка труда, в том числе и в ЖКХ, обозначена президентом Российской Федерации (см. послание президента РФ).

В настоящее время в сфере трудовых отношений имеет место практика установления требований к квалификации работника как на основании Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), так и на основании профессиональных стандартов. При этом необходимо понимать, что профессиональный стандарт – это продукт эволюции ЕТКС – документ более высокого порядка, разработку и профессионально-общественное обсуждение которого, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют работодатели и/или их объединения.

Требования к квалификации работника в указанных документах схожи, но различаются по полноте описания, актуальности, точности и однозначности формулировок благодаря тому, что представленные в профессиональных стандартах виды деятельности ближе и понятнее работодателю.

П. 9 «Общих положений ЕТКС рабочих профессий народного хозяйства СССР»1 (далее – Общие положения) установлено, что тарификация работ производится на основе тарифно-квалификационных характеристик, в которых приведено описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих.

Ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяет тарификацию работ как отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. В соответствии с данной статьей тарификация работ производится с учетом ЕТКС и ЕКС или с учетом профессиональных стандартов.

От правильности тарификации зависит правильность установления условий оплаты труда работников, определения их функциональных и должностных обязанностей.

Для этого тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами – аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами (характеристиками) работ, приведенными в ЕТКС для работника соответствующей квалификации.

Учитывая, что приведенные в тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих примеры работ, относящиеся к данному разряду, не исчерпывают всех работ, имеющихся в отрасли, соответствующие министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза (ст. 135 ТК РФ) имеют право разрабатывать и утверждать дополнительно перечни примеров работ (п. 6 Общих положений).

В этой связи необходимо отметить, что для сферы ЖКХ такие дополнительные перечни никогда не разрабатывались и не утверждались.

Анализ действующей редакции ЕТКС (выпуск 69, раздел «Водопроводно-канализационное хозяйство») показал, что имеющиеся примеры работ не могут обеспечить в полной мере решения вопросов тарификации работ. Например, по профессии «Оператор на отстойниках» (§ 16–18) отсутствуют примеры работ, касающиеся проверки технического состояния технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников, обеспечения предварительной очистки сточных вод в первичных отстойниках и др. По профессии «Оператор на аэротенках» (§ 27–30) отсутствуют примеры работ, касающиеся ведения технологического процесса разделения активного ила и воды на вторичных отстойниках и аэротенках, а также подготовки технологического оборудования и инженерных коммуникаций отстойников и аэротенков к зимним условиям эксплуатации и др.

Аналогичные несоответствия характерны и для других разделов тарифно-квалификационного справочника, описывающих примеры работ для профессий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В свою очередь, профессиональный стандарт в соответствии с п. 25 «Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов»2 применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Структура профессионального стандарта, как уже отмечалось, предусматривает наличие уровней квалификаций от 1-го до 9-го – аналога разрядов в ЕТКС и квалификаций в ЕКС. Например, вместо ранее существовавших в соответствии с ЕТКС «Операторов на иловых площадках 1-го; 2-го и 3-го разряда» в соответствии с профессиональным стандартом «Оператор по обработке сырого и илового осадка» Национальным агентством развития квалификаций (НАРК) утверждены наименования квалификаций «Помощник оператора по обработке сырого и илового осадка (2 КУ)», «Оператор по обработке сырого и илового осадка (3 КУ)» и «Техник-оператор по обработке сырого и илового осадка (4 КУ)».

То есть при тарификации работ в соответствии с профессиональным стандартом сохраняется главный тарифо-образующий фактор – сложность выполнения работ и уровень квалификации работника.

Тем не менее в процессе применения профессиональных стандартов работодатели высказывают озабоченность тем, что по некоторым профессиям один уровень квалификации в профессиональном стандарте соответствует нескольким разрядам в ЕТКС, что не позволяет при внедрении профессионального стандарта в полной мере учесть иерархию родственных квалификаций.

В то же время в «Методических рекомендациях по разработке профессиональных стандартов»5 сказано: «Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификаций, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики конкретной трудовой функции. В этом случае разработчик профессионального стандарта может ввести подуровни квалификаций». Например, 2-й уровень квалификации в профессиональном стандарте «Рабочий по комплексной уборке территории многоквартирного дома» может иметь подуровни: 2.1 – «Рабочий по уборке общего имущества жилого дома» и 2.2 – «Рабочий по уборке придомовой территории жилого дома».

Минтруда России подготовлены соответствующие разъяснения по методологии введения в структуру наименований квалификаций подуровней квалификаций.

  1. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А. Организационно-методические проблемы формирования системы независимой оценки квалификаций в ЖКХ // Экономика строительства. 2017. № 2. С. 3–12.
  2. Агапитов С. Н. Эффективность разработки профессиональных стандартов в ЖКХ – задача объединения работодателей // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 28–32.
  3. Чернышов Л. Н. Методологические проблемы организации подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ // Экономика строительства. 2014. № 6. С. 63–75.
  4. Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В., Шрейбер А. К. Профессиональные стандарты как основа повышения качества и престижности высококвалифицированного труда рабочих ведущих профессий в строительном производстве // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 3–8.
  5. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управленческие аспекты развития социально-экономических систем ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 1 (11).
  6. Цаплин Е. В., Волкова В. С. Эволюция реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 1991–2017 годах // Экономика строительства. 2017. № 1. С. 34–44.
  7. Разуева О. В. Совершенствование управления предприятием в системе ЖКХ // Проблемы современной экономики. 2015. № 24.
  8. Поклонова Е. В., Ускова П. А. Рынок ЖКХ: состояние и проблемы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2.
  9. Збрицкий А. А., Чернышов Л. Н., Ивчик Т. А., Слободян А. А. Профессиональные стандарты – основа системы обеспечения отрасли ЖКХ профессиональными кадрами // Экономика строительства. 2013. № 6. С. 38–42.
  10. Чернышов Л. Н. Методология применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ // Экономика строительства. 2016. № 5. С. 22–31.
  11. Чернышов Л. Н., Збрицкий А. А., Ивчик Т. А., Миронова Л. В. Методология разработки профессиональных стандартов для рабочих специальностей жилищно-коммунального комплекса // Экономика строительства. 2015. № 4. С. 9–16.

1 Утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30.

2 Утверждены постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23.

3 Приведены в приказе Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н

4 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетным фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

5 Утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 года № 170н.

  • страница1

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Новые профессиональные стандарты для специалистов по ОТ с 2021 года

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

  1. Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  2. Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  3. Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  4. Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  5. Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  6. Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    • уволить сотрудника по результатам аттестации;
    • организовать его профессиональное обучение.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *