ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Ст. 354 ТК РФ определяет федеральную инспекцию труда как единую систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Таким образом, федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и государственных инспекций труда субъектов РФ.

Комментарий к Статье 356 ТК РФ

Напомним, что Федеральная инспекция труда является основным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства во всех без исключения организациях.

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства, представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к статье 356 ТК РФ

Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».

Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.

Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:

— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;

— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.

С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.

Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.

Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.

Полномочия Федеральной инспекции труда

Ключевые вопросы по использованию ст. 356 ТК

О каком порядке расследования производственных ЧП упоминает эта статья?

Этот порядок прописан в нескольких источниках:

  • статьи 229-229.2 ТК – они содержат алгоритм проведения упомянутого расследования, принципы сбора надлежащей информации и документов, порядок работы и взаимодействия специалистов, отвечающих за расследование, и пр.;
  • Постановление Правительства № 967 от 15.12.00 – оно посвящено принципам расследования и учёта профзаболеваний;
  • Постановление Минтруда № 73 от 24.10.02 – в нём изложены нюансы расследования производственных ЧП в различных отраслях экономики и на разных предприятиях.

Также нужно упомянуть и Постановление Минздравсоцразвития № 275 от 15.04.05 – оно содержит типовые формы документов, используемых для фиксации результатов расследований ЧП.

О каких организациях и экспертах, специализирующихся на оценке условий труда, упоминает комментируемая статья?

Эти субъекты, их полномочия и обязанности, как и требования к ним, разобраны в статьях 19 и 20 ФЗ № 426 от 28.12.13. Этот ФЗ является базовым для всех аспектов оценки условий труда в РФ.

Второй комментарий к Статье 356 Трудового кодекса

1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК РФ. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.

В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.

2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).

Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК РФ, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Другой комментарий к статье 356 ТК РФ

§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.

Читайте также:  Прожиточный минимум в Республике Башкортостан

В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.

§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).

Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Комментарии к статье:

§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.
В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.

§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).
Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

— документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

— нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

— коллективный договор;

-положение об оплате труда и премировании;

-правила внутреннего трудового распорядка;

— инструкции по охране труда;

— другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

— документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха (табель учета рабочего времени, графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

— документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Что может привести инспекцию «в гости»?

Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.

Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.

Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.

Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.

Читайте также:  Заявление на патент при регистрации ИП в 2023 году

Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.

Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.

По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.

Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.

Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.

Задачи трудовой инспекции

Основные задачи и полномочия Государственной трудовой инспекции описаны в части 2 Постановления № 324. Они включают в себя:

  1. Контроль за соблюдением . Производится путем проверок – плановых и внеплановых.
  2. Надзор за соблюдением , произошедших на производстве и их учета на предприятии.
  3. Надзор за осуществлением социальных выплат и и льготным категориям органами, облеченными государственной властью.
  4. Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, касающийся недееспособных лиц.
  5. в организациях, которые финансируются государством.
  6. Информирование работников и работодателей по вопросам, касающимся трудового законодательства.
  7. Проведение государственной экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций.
  8. Оценку соблюдения на предприятии.

Руководителю не стоит проявлять самонадеянность, полагаясь на многолетний опыт работы или на тот факт, что недавно приводилось все в порядок.

Дело в том, что с появлением компьютерной техники количество бумаг на предприятиях только выросло. Наверное, оттого, что теперь они не пишутся от руки, а копируются и печатаются и перепечатываются.

Лучше заранее разложить все по полочкам и, если подобная проверка недавно была в ближайшей организации, связаться и уточнить подробности.

Ведь документы имеют свойство обновляться и видоизменяться, и лучше поучиться на чужом опыте.

Проверка может проводиться достаточно долго, но не более чем 3 рабочие недели.

Иногда проверяющие могут счесть нужным продлить этот срок.

Собственно говоря, опытным инспекторам и 20 дней будет много, чтобы выявить такие распространенные нарушения, как:

  • отсутствие подписей работников в инструкциях, положениях, трудовых договорах, свидетельствующее о том, что ознакомление либо не проводилось, либо работник не получил свой экземпляр трудового договора;
  • отсутствие на месте трудовой книжки или своевременной записи о перемещениях по службе;
  • или, напротив, обнаружение лишних трудовых книжек давно уволившихся сотрудников, что является нарушением сроков выдачи трудовой книжки после увольнения, а возможно, и несвоевременной выплаты окончательного расчета и др.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ,
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года,
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года,
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года,
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года,
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года,
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года,
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ. Полномочия главного федерального инспектора регламентируются ст. 353 ТК , также как и деятельность всей системы инспекций.

Стандартные методы, используемые в работе

Основными методами деятельности инспекции по труду являются плановые и внеплановые проверки различных организаций. Плановый надзор – это инспекции, проводимые 1 раз в 2 года. Исключения составляют только что образованные компании, они не подлежат проверке первые 3 года деятельности. Внеплановые ревизии проводятся на основании заявлений граждан.

Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

После проведение проверки любого типа инспекторами составляется акт. Данный документ должен содержать:

  • наименование проверяемой организации,
  • выявленные нарушения трудового законодательства (или указание на их отсутствие),
  • меры, которые необходимо предпринять для устранения допущенных отступлений от установленных норм,
  • сведения о мерах наказания при имеющихся нарушениях (предупреждение, штраф),
  • сведения об инспекторах, проводивших проверку,
  • даты начала и окончания инспекции.

Трудовая инспекция: новые полномочия с 2020 года

Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:

  • функции Роструда определяют, что входит в его работу;
  • полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.

Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:

  • проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
  • составлять административные протоколы, и т.п.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *