Организация службы логистики. Организационная структура логистики на предприятии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация службы логистики. Организационная структура логистики на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В основном она ответственна за закупку, снабжение и сбыт, транспортировку и хранение товаров, материалов, сырья и прочих ценностей. Логистика на предприятии применяется с целью оптимизации издержек, связанных с перемещением ТМЦ. Это понятие предполагает также управление информационными ресурсами, обеспечивающих оптимизацию логистических процессов на предприятии.

Информационный уровень

Структура логистики включает в себя информационный уровень. Он также подразделяется на уровни:

  • Оперативный. На этом этапе принимаются и реализуются решения, которые возникли как ответ на поступившую информацию.
  • Контроль. Получаемые сведения нужны для осуществления оперативного планирования, контроля над принятыми решениями.
  • Средний. Этот уровень отличается более узким информационным потоком. Здесь фигурировать будут только те сведения, которые нужны управленческому составу. Это та информация, на базе которой принимаются решения и выполняется тактическое планирование.
  • Высший. Информация отличается максимальной концентрацией. Это аналитические и справочные данные, на базе которых выполняется стратегическое планирование. На основании данных можно строить глобальные планы.

Информационный поток – это важнейшая составляющая логистики. Именно на основании сведений принимаются все решения.

Методы оптимизации логистики на предприятии

Высокая конкуренция вынуждает предприятия значительно сокращать свои расходы в каждом подразделении логистической системы, что отрицательно сказывается на ситуации в целом. Для примера рассмотрим нерациональное сокращение издержек.

Логистический отдел бумажной компании, чтобы сократить расходы на арендную плату, решил перенести распределительный центр за пределы городской черты. Принимая решение, никто из управляющих не учитывал транспортное обеспечение, месторасположение потребителей и поставщиков, объемы поставок. Вследствие необдуманных действий, компания за первый квартал работы потеряла порядка 185 тыс. рублей в связи с увеличением затрат на грузоперевозки. В итоге расходы на транспорт превысили экономию, которую удалось получить за счет снижения арендной платы на помещение в центре города.

Для того чтобы рационально оптимизировать деятельность логистического отдела, важно своевременно внедрять мероприятия по снижению затрат на каждом этапе производства.

Сегменты логистики Варианты оптимизации Эффективность мероприятия
Закупки Внедрение системы управления запасами Затраты снижаются на 30 %, неликвиды не накапливаются
Использование системы анализа финансовой устойчивости поставщиков Риски при закупках сырья снижаются
Склад Внедрение системы ЛТ Оптимизируются издержки на хранение ТМЦ
Расположение складского помещения Снижаются расходы на перевозки до 30 %
Изменение внутренней технологии Эффективность склада увеличивается до 40 %
Транспорт Рассмотрение возможности приобретения и аренды транспорта Себестоимость грузоперевозок снижается до 40 %
Использование систем маршрутизации Снижаются издержки до 40 %

Сформировать универсальный план оптимизации логистики невозможно, т. к. уровень управления производством и подход к снижению издержек у всех компаний разный.

Начать совершенствование экономики и системы управления на предприятии следует с планирования продаж. Для начала необходимо исследовать ассортимент и выявить наиболее сильные и высокодоходные позиции. Для этого применяется система ABC-анализа: следует разделить все позиции на группы по востребованности, от наиболее популярных к наименее рентабельным.

XYZ-анализ поможет оценить регулярность сбыта той или иной товарной группы. Объединив полученные результаты, можно оптимизировать ассортимент, сократить число выпускаемых позиций и снизить издержки на закупки.

Функции логистики складирования

Функционал помещения склада весьма высок. К основным его задачам можно отнести:

  • Формирование ассортимента таким образом, чтобы не чувствовалось недостатка или избытка по каким-либо позициям.
  • Создание не только мелких, но и крупных партий товаров, позволяющих одновременно обслуживать несколько фирм, магазинов.
  • Грамотное размещение и хранение всех поступающих грузов.
  • Распаковка, фасовка, сборка продукции и другие услуги, позволяющие организовать быструю и эффективную работу.

При этом все перечисленные действия производятся одновременно с несколькими потоками грузов, в качестве дополнительной функции можно выделить распределение времени и рабочей силы.

Вопроса о том, для чего нужен склад на предприятии, не должно возникать ни у одного бизнесмена, занимающегося производством товаров. Правильная организация процесса позволит расширить рынок сбыта, увеличить количество клиентов, повысить качество продукции для конечного потребителя. Но при этом к организации процесса следует отнестись с особым вниманием. В этом деле важно буквально все: количество помещений, их размер, расположение, использование определенной системы хранения, уход, контроль.

Читайте также:  Заявление на гражданство РФ: инструкция по заполнению

Не менее важен подбор кадров. Специалистов должно хватать для выполнения повседневных задач, но при этом их количество не стоит увеличивать и делать слишком большим, чтобы снизить влияние человеческого фактора и сократить расходы. Не следует и излишне экономить, нагружая персонал работой, которая не входит в их прямые обязанности. Это часто приводит к совершению ошибок, снижению эффективности, дополнительным материальным затратам.

Задачи отдела складской логистики

Отдел складской логистики обычно включает в себя различные подразделения, у каждого из которых свои индивидуальные функции.

  1. Группа закупок:

    • Покупает готовую продукцию за рубежом и осуществляет таможенное оформление.

    • Управляет поставками и запасами расходных материалов, сырья и деталей. Ведет контроль за их базами.

    • Обеспечивает всю компанию складским оборудованием, отвечает за оргтехнику, одежду и упаковку и т. д.

    • Производит закупки товаров для последующей перепродажи, управляет запасами, контролирует заказы сторонних компаний.

  2. Группа производственной логистики:

    • В рамках складской логистики отслеживает и определяет готовность заказов на произведенные изделия.

    • Планирует и составляет заявки на поставку сырья, комплектующих и расходных материалов, необходимых производству.

    • Координирует незавершенные процессы изготовления изделий на предприятии.

  3. Группа управления запасами и ассортиментом:

    • Организует контроль и управление товарным ассортиментом.

    • Исследует запасы готовой продукции на складах.

  4. Группа контроля за поставками готового товара:

    • Принимает и документально фиксирует все заявки (онлайн и офлайн).

    • Управляет доставкой заказанных грузов партнерам и клиентам.

    • Как и служба складской логистики, отслеживает, как функционируют хранилища готовой продукции и распределительных центров.

    • Анализирует, как склад взаимодействует с потребителями и обслуживает их.

Задачи и функции логистики

Основная задача логистики — оптимизация издержек в процессе хранения, транспортировки и сбыта. Наука учит оптимальному распределять нагрузку и ресурсы. Хорошая логистика помогает увеличить общую прибыль предприятия за счет сокращения расходов на транспортировку и склад.

Некоторые функции логистики:

  • выбор транспортного средства для перевозки грузов;
  • определение оптимального маршрута;
  • распределение товаров для безопасной транспортировки;
  • таможенное оформление получаемых из-за границы товаров;
  • нанесение необходимых маркировок и оформление документов на продукцию;
  • перевозка и доставка грузов компании;
  • грамотное размещение товаров на складских площадях;
  • управление товарными запасами.

Какие бывают логистики

Область применения стала определять различные логистики:

  • Закупочную — контроль потоков в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
  • Запасов — управление на всем протяжении цепочки снабжения.
  • Складирования — управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
  • Распределительную — обеспечение эффективного распределения готовой продукции или комплектующих, которые закупает предприятие.
  • Транспортную — управление перемещением материальных предметов в производстве (готовой продукции, комплектующих и др.) из одной части производства (цеха, участка) в другую по оптимальному маршруту.
  • Производственную — управление процессами, которые касаются изготовления или ремонта продукции.
  • Информационную — контроль данных, сопутствующих материальному потоку, обеспечение обработки логистической информации.
  • Финансовую — управление денежной массой, участвующей в организации логистической системы.

Позже возросшая сложность управления различными потоками потребовала создания отдельных структур для рационального распределения логистических функций. Так появляется новое структурное подразделение — отдел логистики.

Рассмотрим для примера, чем занимается отдел складской логистики.

Основные задачи, которые должны решать логисты данного отдела, таковы:

  1. Расчет технико-экономических параметров складской среды (полезной площади склада, необходимого количества грузоподъемного оборудования и рациональной схемы его работы, рационального использования площади и объема склада), уменьшение циклов хранения.
  2. Адаптация ассортимента под потребительские ожидания с целью выполнения заказов.
  3. Разработка наиболее рациональных схем размещения, что обеспечивает бесперебойность различных технологических процессов.
  4. Применение прогрессивных моделей управления.

Стоит ли отдавать функции складской логистики на аутсорсинг?

Вовсе не обязательно заниматься логистикой складирования самостоятельно – эти функции можно отдать на аутсорсинг. В таком случае ими займется фирма, которая предоставляет подобные услуги и берет за них определенную плату.

Как правило, к аутсорсингу в этой области предприятия прибегают в том случае, когда разбираться с перечисленными выше задачами силами самой фирмы оказывается излишне обременительно или дорого. Логистический аутсорсинг предполагает, что соответствующая компания возьмет на себя всю ответственность по управлению запасами ваших товаров, их складированию и перевозке.

Читайте также:  Отказ в возбуждении уголовного дела

Как и любое решение, отправка логистики на аутсорсинг имеет свои преимущества и недостатки. Плюсы аутсорсинга сводятся к следующим:

  1. Высокое качество услуг.
  2. Возможность расширить географию доставки грузов при необходимости.
  3. Высокая скорость решения поставленных задач.

Минусы пользования услугами логистических компаний таковы:

  1. Довольно высокая стоимость услуг.
  2. Слабая перспектива для развития предприятия, связанная с тем, что его собственная логистическая система не формируется и не развивается.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Требования к знаниям руководителя логистики

Чтобы соответствовать критериям, предъявляемым в предприятиях к этой должности, специалист должен разбираться в нескольких сферах. Причем знания должны быть не столько теоретическими, сколько практическими — ценится не просто высшее образование, а нюансы, которые можно получить или опытным путем, или из общения с профессионалами. Вот универсальный чек-лист:

  • Федеральные и иные нормативные акты, которые регламентируют перевозки в сфере работы компании. Например, для опасных грузов это будут соответствующие приказы Минтранса. Для пищевых производств — дополнительные разъяснения и документы от Роспотребнадзора и других структур.
  • Принципы анализа и прогнозирования логистики.
  • Знание методов проектирования сложных схем доставки.
  • Особенности IT-автоматизации — отличительные признаки различных популярных систем, понимание, возможно ли их интегрировать в существующие сервера компании. Естественно, от директора по логистике не потребуют знания программирования, но различия между складскими программами учета он должен понимать.
  • Основы менеджмента и организации производства.
  • Системы управления персоналом, в том числе различные методологии из других сфер — например, гибкие — Lean, Agile.
  • Экономика перевозок грузов на всех видах транспорта.
  • Основы психологии труда.

Логистика и маркетинг

Маркетинг представляет собой систему управления, позволяющую приспосабливать производство к требованиям рынка в целях обеспечения выгодной продажи товаров.

Маркетинг был востребован экономикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров, исторически в более ранний период, чем логистика. В середине XX в. ориентация производства на выпуск нужного на рынке товара и применение маркетинговых методов изучения спроса и воздействия на спрос оказались решающим фактором повышения конкурентоспособности. Задача создания систем, обеспечивающих сквозное управление материальными потоками, актуальности тогда не имела, во-первых, ввиду отсутствия технических возможностей построения таких систем в экономике, а во-вторых, ввиду того, что за счет применения новых для того времени маркетинговых приемов можно было резко уйти вперед. В сегодняшних условиях «уйти вперед» только на базе применения маркетинга уже нельзя. Выявленный маркетингом спрос должен своевременно удовлетворяться посредством быстрой и точной поставки («технология быстрого ответа»). Этот «быстрый ответ» на возникший спрос возможен лишь при налаженной системе логистики.

Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.

Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип «автономизации», при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.

Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.

Основные задачи службы логистики

Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.

Можно выделить такие ключевые позиции:

  • Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
  • Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
  • Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
  • Оперативное управление материальным и другими потоками.
  • Постоянный реинжениринг процессов.

Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:

  • Определить стратегические цели службы.
  • Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
  • Провести анализ рынка и определить его показатели.
  • Выбрать механизм коммуникаций.
  • Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
  • Улучшить степень организационной адаптации.

Организация логистического управления на предприятии

Организация логистического управления на предприятии является неоднозначной и сложной проблемой. Это связано со многими объективными и субъективными факторами: различием в специфике деятельности предприятий, организационных и управленческих структурах, недопониманием со стороны руководства значимости сквозного логистического управления, сопротивлением сотрудников и т.д. В результате на многих российских предприятиях службы логистики занимаются организацией работ в какой-либо одной из логистических областей, например, транспортными перевозками. Задача управления сквозным МП даже не ставится. Если же это происходит, то отсутствуют доступ к положительному опыту других организаций, ситуационные шаблоны, методики, наборы типовых должностных инструкций и т.п. Некоторые вопросы организации логистики на предприятии освещены в [5, 7, 10, 13, 14, 20].

Важнейшей составляющей успеха при внедрении на предприятиях логистического управления является мотивация сотрудников всех уровней: от руководителей до служащих. По оценкам экспертов из консалтинговых фирм, до 50% предприятий не могут обеспечить выполнение всех предписаний консультантов по перестройке системы управления МП. И главные причины этого положения — колоссальное сопротивление сотрудников, у которых новая система ликвидирует коррупционные источники дохода (откаты и т.п.) либо отношение руководства к мотивации как к благотворительности, т.е. полнейшее непонимание ее значимости и действенности. Все вышеописанное плюс отсутствие в некоторых сферах экономики острой конкуренции замедляет внедрение логистического управления на российских предприятиях.

На рис. 9.1 представлен традиционный вариант управления МП на предприятии, принципиальный недостаток которого — отсутствие системности управления. Так, связи между ЛО, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать.

В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения — логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *