Компенсация работникам Севера проезда к месту отпуска и обратно

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация работникам Севера проезда к месту отпуска и обратно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Компания может самостоятельно решить, как она будет оплачивать проезд работника по ГПД – напрямую сторонним организациям или выплачивать компенсацию. Во избежание разногласий наиболее правильным будет прописать такой порядок в договоре. В частности, можно указать, что фирма сама покупает билеты, а потом их выдает исполнителю (подрядчику). Законодательно такой порядок не закреплен.

Отражение доставки персонала в бухучете

С точки зрения бухгалтера, данные траты – это расходы по «прочим видам деятельности». Их можно отражать по дебетам таких счетов:

  • 20 «Основное производство»;
  • 25 «Общепроизводственные расходы»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Эти счета в зависимости от компании-собственника транспортных средств могут корреспондировать:

  • при оказании услуг сторонней организацией – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • при использовании собственного автопарка – счета 02 «Амортизация основных средств»; 10 «Материалы», субсчет 3 «Топливо», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

НДФЛ и страховые взносы

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (ст. 210 НК РФ).

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового кодекса. При этом суммы возмещения работодателем стоимости проезда сотрудников к месту работы и обратно в данном перечне не значатся. Следовательно, такие суммы облагаются НДФЛ в общем порядке.

Аналогичные разъяснения и для начисления страховых взносов.

По общему правилу выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, облагаются страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 422 Налогового кодекса.

Компенсация стоимости проезда сотрудников к месту работы и обратно в этой статье не упомянута. Значит, такая выплата не может быть освобождена от обложения страховыми взносами.

Оплата проезда сотрудника по ГПД

Если компания оплачивает проезд гражданину, работающему по ГПД, к месту работы, стоимость проезда облагают налогом на доходы физических лиц. Об этом говорится в письме Минфина России от 19.12.2018 № 03-04-06/92687.

По правилам Налогового законодательства, все доходы гражданина, которые были получены им как в денежной, так и в натуральной форме, облагают НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ). К доходам в натуральной форме относят, в частности, оплату за работника товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Когда компания оплачивает сотруднику по ГПД проезд к месту работы, сумму оплаты также надо облагать НДФЛ.

Хотя в более раннем письме от 23.05.2016 № 03-04-06/29397 Минфин России высказывал другую точку зрения. Оплату проезда работника по ГПД нужно облагать НДФЛ только в том случае, если это было в интересах сотрудника, в том числе являлось частью его вознаграждения.

Также есть и судебное решение, когда компания смогла доказать, что она была заинтересована в оплате жилья работникам. Так, судьи учли следующие аргументы:

  • компания оплатила расходы по своей инициативе;
  • предоставить жилье было необходимо иногородним с особой квалификацией;
  • оплачено было жилье соответствующего уровня.

Эксперт “НА” Е.В. Чимидова

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Оплата дороги в командировку

При командировании в другую местность компенсация за проезд к месту работы и обратно обязательна, наряду с оплатой проживания и выплатой суточных. Основанием для выплаты станет приказ о командировании, служебное задание и другие документы, подтверждающие расходы (чеки, квитанции).

Компенсация за проезд к месту работы при командировке законодательных ограничений не имеет. Работодатель обязан возместить все издержки по факту, но он вправе установить индивидуальные требования в части рационального и экономного расходования бюджета компании: запретить работникам использовать для проезда к месту командировки такси вместо общественного транспорта или приобретать билеты класса люкс, бизнес, первого класса. Такие ограничения распространены в бюджетной сфере.

Командированный работник по возвращению подтверждает понесенные траты документально, предоставляя чеки, квитанции, билеты, выписки и прочие платежные документы, подтверждающие факт оплаты услуг перевозчика. Комиссии, страховки и прочие дополнительные платежи, взимаемые транспортными компаниями при продаже билетов, компенсируются тоже.

Как написать заявление на возмещение проездных расходов

Для получения компенсации работник пишет заявление, в котором обосновывает необходимость выплаты. К заявлению прикладываются подтверждающие документы (чеки с заправок, билеты, выписки и прочее). При командировках деньги выдаются авансом, и подтверждающие документы следует приложить уже к авансовому отчету.

Обычно заявление на компенсацию проезда составляют в письменной форме. Унифицированного бланка нет. В шапке документа пропишите Ф.И.О. и должность руководителя, укажите наименование организации. Затем собственные Ф.И.О., должность в компании.

В тексте заявления подробно опишите обстоятельства, которые являются основанием для выплаты: с датами, ссылками на нормативные или законодательные акты. Подпишите заявление, укажите дату составления и передайте в бухгалтерию на рассмотрение.

Ошибки и вопросы по теме

Ошибка

Организация находится далеко за городом и добраться туда своими силами работникам очень проблематично. В связи с этим было принято решение организовать доставку к рабочему месту и обратно. Однако была совершена ошибка – ни в одном акте компании возможность организации доставки закреплена не была. При проведении проверки налоговый орган может доначислить налог на прибыль, НДС, а также предъявить пени и штрафы.

Вопрос

Компания организовала доставку сотрудников к месту работы, хотя острой необходимости в этом нет. Нужно ли начислять НДФЛ и страховые взносы н такие суммы?

В данной ситуации расходы на доставку включаются в состав оплаты труда. В связи с этим с таких сумм производятся те же удержания, что и с самой зарплаты. В обязательном порядке удерживается и перечисляется в бюджет НДФЛ и страховые взносы. Причем сделать это нужно в том случае, если в трудовом договоре пункт о доставке не зафиксирован. Кроме того, для корректного расчета необходимо рассчитывать стоимость проезда по каждому работнику, а это значит, что такой расчет очень трудозатратный.

Читайте также:  Платежное поручение по НДФЛ в 2023 году: новые реквизиты и образец заполнения

Компенсация расходов на проезд сотрудников так или иначе присутствует во многих организациях. Чаще всего такие затраты встречаются в бюджетном секторе и крупных компаниях. Однако при наличии мест работы, которые расположены очень далеко от цивилизации, даже небольшие компании организуют доставку сотрудников. В зависимости от того, по какой причине производится подвоз работников, расходы по – разному учитываются на предприятии. В случае, когда есть необходимость доставки сотрудников и затраты на такую доставку являются частью зарплаты, такие расходы участвуют в расчете налога на прибыль. НДФЛ и страховыми взносами суммы облагаются только в том случае, если они входят в состав зарплатных выплат.

Оплата проезда от места проживания до работы

Необходимость отражения в трудовом и (или) коллективном договорах обязанности организации оплачивать проезд работников вытекает из требования абз. 1 ст. 255 НК РФ: расходы должны быть предусмотрены нормами законодательства РФ, трудовыми и (или) коллективным договорами. Необходимость несения организацией данных расходов законодательством не предусмотрена, а их указания только в коллективном договоре недостаточно, так как ст. 270 НК РФ в п. 21 установлено еще одно ограничение: не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Рассматриваемые расходы, признаваемые расходами на оплату труда, должны быть отражены в трудовом договоре. Поэтому для организации важным условием, соблюдение которого позволит их учесть, является их указание в трудовых договорах или ссылка в них на коллективный договор, в котором такие расходы прописаны более подробно. Эти затраты не связаны с технологическими особенностями производства, а предусмотрены трудовыми договорами.

Для «упрощенцев» в п. 2 ст. 346.16 НК РФ содержится общее требование к расходам: они должны удовлетворять критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически оправданны, документально подтверждены. Обоснованием данных расходов будет служить то, что они связаны с предпринимательской деятельностью, так как обеспечивается доставка сотрудников именно до места работы и обратно. Документальным подтверждением могут служить договор, заключенный с транспортной организацией, акт выполненных работ, проездные билеты сотрудников, иные документы.

Налог на доходы физических лиц

Согласно ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход физического лица, полученный им как в денежной, так и в натуральной форме. Пункт 2 ст. 211 НК РФ относит к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, оплату (полностью или частично) за физическое лицо организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, услуг питания, отдыха, обучения, оказываемых в интересах налогоплательщика. Можно ли применить данную норму, если организация оплачивает за работника проезд до места работы и обратно? Сначала определимся, есть ли в рассматриваемой ситуации объект налогообложения, то есть имеется ли доход для целей обложения НДФЛ.

Статьей 41 НК РФ определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ. Возникает ли у сотрудников, проезд которых на работу и обратно общественным транспортом, спецмаршрутом оплачен организацией, экономическая выгода? Нет. Данные затраты, понесенные организацией, связаны с производственным процессом. Поэтому нужно говорить о том, что расходы осуществлены в интересах организации. Следовательно, они не могут признаваться экономической выгодой работников, не являются их доходами и не должны облагаться НДФЛ.

Компенсация за личный транспорт

Работники часто используют личный автотранспорт для выполнения служебных обязанностей: для транспортировки грузов, доставки отчетности, развозки товаров. А вот то, что утром работник прибыл в офис на своей машине, не относится к основаниям для назначения компенсации.

Условия расчета и выплаты компенсации за использование личного автомобиля необходимо обговорить с начальством и закрепить договоренности в специальном документе — договоре или соглашении об эксплуатации личного транспорта подчиненного. Без договора претендовать на компенсационные выплаты не приходится.

Насколько велика компенсация расходов на проезд к месту работы и обратно — вопрос договоренности (ст. 188 ТК РФ). Максимального и минимального ограничений по закону нет; работодатель и его подчиненный имеют возможность договориться практически о любой сумме компенсационной выплаты.

Работодателю следует помнить о налоговых рисках в части компенсирования транспортных затрат. В действующей редакции НК РФ затраты на эксплуатацию личного транспорта работника учитываются в составе прочих расходов в пределах утвержденных норм (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК, п. 1 Постановления № 92 от 08.02.2002, Письмо Минфина № 03-03-06/1/465 от 09.08.2011). Это значит, что только норматив компенсации организация сможет легально не учитывать при уплате налога на прибыль, а все, что сверху, увеличит ее налоговую базу. Поэтому в большинстве организаций возмещение проезда к месту работы на личном автомобиле не превышает этот установленный законом норматив.

Примеры сумм:

  • для легкового авто с объемом двигателя 2000 см³ и менее сумма компенсации не должна превышать 1200 рублей в месяц;
  • если объем двигателя более 2000 см³, то компенсировать положено до 1500 рублей в месяц;
  • для мотоцикла возмещают только 600 руб. в месяц, независимо от марки мотоцикла.

Оплата билетов к месту отдыха и обратно

Работникам Крайнего Севера и приравненных к нему районов предусмотрена компенсация за проезд к месту отдыха и обратно. Эта норма закреплена в ст. 325 ТК РФ и предоставляется один раз в два года.

Компенсируется оплата проезда не только самого работника, но и членов его семьи, но только за отдых на территории России. На заграничные путевки компенсации не будет, да и возместят не фактические затраты, а только сумму, рассчитанную исходя из наименьшей стоимости проезда, притом наикратчайшим путем (есть специальная методика расчета).

Оплату дороги к месту отдыха получают не только северяне, но и военнослужащие контрактники. Коммерческим организациям, которые, по закону, не обязаны возмещать сотрудникам затраты на проезд, не запрещено это делать по собственной инициативе.

Как правильно прописать в трудовом договоре график работы водителей?

Важно

Читайте также:  Что могут забрать судебные приставы за долги

НК РФ прямо не следует, что затраты на доставку работников до работы и обратно можно включать в расходы, только если соблюдаются оба названных условия. На то, что эти условия альтернативные, а не совокупные, указывают и некоторые судыПостановления 19 ААС от 17.10.2011 № А08-2729/2011; ФАС ВСО от 27.09.2010 № А33-18167/2008.

Однако проверяющие наверняка будут руководствоваться подходом Минфина. Итак, при соблюдении названных условий налоговый учет расходов на доставку будет выглядеть так.

Налоги/взносы Доставка производится собственным или арендованным транспортом Фирма обращается к услугам сторонней компании Налог на прибыль Затраты учитываются как:

  • материальные расходы (ГСМ, запчасти для транспорта)подп. 1 п. 2 ст. 253, подп. 2, 5 п. 1 ст. 254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда (зарплата водителя)подп. 2 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 255 НК РФ;
  • амортизация ОСподп. 3 п.

Проезд сотрудников до места вахты и обратно

Компенсация проезда при вахтовом методе работы

На основании ст. 297 ТК РФ, вахтовый метод предполагает организацию труда, в соответствие с которой работник ежедневно не добирается до места работы и обратно, а в период вахты пребывает на производственном объекте (в рабочее время) либо в вахтовом поселки (во время междувахтового отдыха).

Как правило, производственные объекты для работы по вахтовому методу находятся на существенном отдалении от места жительства работника, а зачастую – и от населенных пунктов (к примеру, буровые установки в море, добывающие карьеры, т.п.). В связи с этим проезд работника от места жительства до места несения вахты является достаточно длительным и финансового затратным.

При определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются в том числе расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением (п. 26 ст. 270 НК РФ):

  • сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и
  • случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективным договором.

С момента введения гл. 25 НК РФ финансовое ведомство считает, что для признания в налоговом учете расходов, связанных с перевозкой работников, необходимо одновременное выполнение обоих условий, указанных в п. 26 ст. 270 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49).

Наличие лишь технологической особенности производства (доставка сотрудников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом) при отсутствии в трудовых договорах (контрактах) и (или) коллективном договоре условия, обязывающего работодателя осуществлять такую доставку работников, по их мнению, не позволяет налогоплательщику учесть затраты по заключенным с транспортными организациями договорам в расходах, учитываемых при налогообложении прибыли (Письма Минфина России от 11.05.2006 N 03-03-04/1/434, от 11.05.2006 N 03-03-04/1/435).

Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, если они предусмотрены только трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, московские налоговики в целях налогообложения прибыли настойчиво рекомендуют не учитывать (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 20-12/060976). Присутствие же технологических особенностей производства (окончание работы в ночное время) позволяет включить такие затраты в расходы при исчислении налога. При этом они настаивают на необходимости ведения персонифицированного учета осуществленных затрат в отношении каждого сотрудника и документального их подтверждения.

Не уменьшают налогооблагаемую прибыль и расходы по доставке сотрудников на работу и оплате проезда от места работы до дома в черте города (Письмо Минфина России от 04.12.2006 N 03-03-05/21).

Расшифровку понятию «технологические особенности производства» законодатель в НК РФ не дал. Не существует такой расшифровки и в остальных отраслях законодательства Российской Федерации. В Письмах Минфина России и в решениях арбитражных судов в качестве технологических особенностей производства, в частности, приводятся:

  • наличие в организации непрерывного технологического цикла производства продукции, остановка которого невозможна (Постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2008 N А55-8279/07, ФАС Московского округа от 17.06.2009 N КА-А40/4234-09);
  • переход организации либо ее отдельных подразделений на круглосуточный или многосменный режим работы, при котором ко времени начала смены или после ее окончания нет возможности добраться до места работы либо обратно домой общественным транспортом (Постановления ФАС Центрального округа от 16.07.2008 N А68-9814/07-447/12, ФАС Поволжского округа от 26.01.2009 N А55-9610/2008, упомянутое Письмо УФНС России по г. Москве N 20-12/060976). При этом наличие в организации именно ночных смен (ночным в трудовом законодательстве признается время с 22:00 до 6:00 (ст. 96 ТК РФ)) работы не является обязательным условием. Даже если последняя смена в организации завершается в 22:00, а движение единственного проходящего поблизости маршрута автобуса заканчивается в 21:00, такие обстоятельства могут рассматриваться как технологические особенности производства;
  • введение в организации двухсменного режима работы с окончанием второй смены в полночь (упомянутое Письмо Минфина России N 03-03-04/1/434);
  • удаленность организации, ее обособленных подразделений и производственных площадей от жилого массива и остановок транспорта общего пользования (Постановления ФАС Московского округа от 01.04.2009 N КА-А40/2218-09, ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-36/09-С2, ФАС Поволжского округа от 15.06.2006 N А65-9328/2005-СА1-37, ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2006 N А05-5406/05-22);
  • отсутствие маршрутов (рейсов) общественного транспорта к месту нахождения организации (Письма Минфина России от 21.01.2013 N 03-03-06/1/18, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/809, N 03-03-04/1/434);
  • нестыковка расписания городского общественного транспорта с графиком работы организации (Письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/449, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 N А27-11302/2012, ФАС Поволжского округа от 26.01.2009 N А55-9610/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 N Ф04-3764/2009(9413-А27-40));
  • недостаточная пропускная способность имеющихся маршрутов транспорта общего пользования. Например, по расписанию предусмотрен один автобус каждые полчаса, а общая численность работников организации, пользующихся общественным транспортом и начинающих и завершающих работу в одно время, превышает 500 человек (Постановления ФАС Поволжского округа от 17.08.2006 N А65-23970/2005, ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-36/09-С2);
  • наличие значительных интервалов в движении маршрутов общественного транспорта, не позволяющих работникам вовремя прибыть к началу рабочего дня (смены) и уехать домой по окончании работы (Постановление ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-36/09-С2), —

и другие ситуации, при которых доставка сотрудников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом (упомянутые Письма Минфина России N 03-03-04/1/434, N 03-03-04/1/435).

В Постановлении ФАС Московского округа от 29.02.2012 N А40-50862/11 признана технологической особенностью производства организации, занимающейся дорожным строительством, совокупность следующих фактов:

  • одежда рабочих в процессе строительных работ сильно загрязнялась;
  • на строительных площадках не имелось помещений, где можно было переодеться и принять душ;
  • Правила проезда на общественном транспорте г. Москвы запрещают находиться в транспорте лицам в пачкающей и зловонной одежде (п. п. 6.4.1, 6.4.11 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 N 797-ПП, п. 2.11.16 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 N 844-ПП);
  • существовала необходимость одновременной перевозки больших групп рабочих, которую осуществить общественным транспортом довольно сложно.
Читайте также:  Как подать сведения о застрахованных лицах через СБИС

Отметим, что место работы считается удаленным от остановок общественного транспорта, если оно находится дальше чем в 300 — 500 м (в зависимости от климатических условий конкретной местности) (п. 11.15 Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820).

Для учета рассматриваемых расходов в целях налогообложения организация должна подтвердить наличие технологических особенностей производства. В зависимости от ситуации подтверждением могут послужить следующие документы:

  • правила внутреннего трудового распорядка (график работы), действующие в организации и свидетельствующие о сменном характере работы или о наличии непрерывного производства;
  • приказы руководителя об организации доставки работников к месту работы и обратно (или в одну сторону);
  • разработанный маршрут и график движения собственного или стороннего транспорта, используемого для доставки работников. График при этом должен учитывать режим работы (начало и окончание рабочего дня или смены) организации или ее отдельных подразделений;
  • договор о перевозке пассажиров, заключенный со сторонней специализированной организацией, если доставка ею осуществляется;
  • любые внутренние документы организации, свидетельствующие об использовании собственного или арендованного транспорта для перевозки работников от места сбора к месту работы и обратно (если доставка осуществляется силами самой организации);
  • письма, справки и иные документы, выданные местными органами власти, которые подтверждают отсутствие маршрутов городского транспорта общего пользования вблизи места нахождения организации, ее структурных подразделений или производственных площадей;
  • письма и иные документы, предоставленные автотранспортными предприятиями, обслуживающими ближайшие маршруты общественного транспорта, об имеющихся маршрутах, остановках и расписании движения транспорта.

Налоговые органы при проведении проверок, следуя разъяснениям Минфина России, обычно исключают расходы на доставку сотрудников до места работы и обратно, если выполнено лишь одно условие, указанное в п. 26 ст. 270 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики в подобных ситуациях для защиты своих прав вынуждены обращаться в арбитражный суд. И федеральные арбитражные суды в большинстве случаев их поддерживают (Постановления ФАС Поволжского округа от 30.05.2008 N А65-16782/07, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2008 N А11-12900/2006-К2-23/842, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 N А33-18167/2008, ФАС Уральского округа от 17.12.2007 N Ф09-10398/07-С3, ФАС Московского округа от 08.10.2008 N КА-А40/8061-08, ФАС Центрального округа от 20.12.2011 N А14-12623/2010, ФАС Северо-Западного округа от 19.12.2012 N А21-9527/2011).

Одно время финансисты высказывались о возможности признания налогоплательщиком затрат, связанных с доставкой работников к месту работы и обратно, в расходах при налогообложении, если такие расходы работодателя были предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами (Письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-03-06/1/810, от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777). Но в этих Письмах чиновники делали акцент на ст. 255 НК РФ. Согласно этой норме в расходы на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие, компенсационные и поощрительные начисления и надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами. Расходы на перевозку работников при подобных обстоятельствах, скорее всего, рассматривались чиновниками как часть системы оплаты труда. Поэтому отражать в налоговом учете их надлежало в составе расходов на оплату труда. Такие затраты могут быть учтены на основании п. 25 ст. 255 НК РФ как другие виды расходов, произведенные в пользу работника, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Конкретнее по этому поводу выразилось УФНС России по г. Москве в Письме от 02.09.2008 N 21-11/082829@. Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, если это предусмотрено только трудовыми и (или) коллективными договорами, в налоговом законодательстве, по мнению фискалов, могут быть учтены в качестве расходов, уменьшающих размер облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, если такие расходы являются частью системы оплаты труда. Включение этих сумм в состав расходов на оплату труда возможно лишь при определении конкретной величины доходов каждого работника. При отсутствии такой возможности такие затраты в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда не учитываются.

В устных разъяснениях специалистов Минфина России в последнее время неоднократно звучало, что НК РФ предусматривает два самостоятельных основания учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно работников организации:

  • в составе прочих расходов, если доставка сотрудников обусловлена технологическими особенностями производства;
  • в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ, если доставка работников закреплена в трудовом и (или) коллективном договорах, вне зависимости от наличия технологических особенностей.

Отметим, что Минфин России в Письме от 16.02.2012 N 03-03-06/4/8 попытался разграничить выплаты работникам, осуществляемые в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ, на те, которые можно учесть для целей налогообложения прибыли и которые включать в расходы не следует, несмотря на то что они предусмотрены коллективным договором и (или) трудовыми договорами. При этом финансисты руководствовались выводами Президиума ВАС РФ, приведенными в Постановлении от 01.03.2011 N 13018/10: выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

В зависимости от того, каким способом будет осуществляться доставка сотрудников на работу, понесенные затраты в налоговом учете отражаются по-разному.

Если для такой доставки заключен договор с транспортной организацией, то затраты учитываются в прочих расходах (пп. 4 п. 2 ст. 253, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При доставке же собственным транспортом затраты складываются из:

  • амортизационных отчислений используемого автомобиля (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 256, п. 2 ст. 259 НК РФ);
  • материальных затрат (ГСМ, запчасти для транспорта) (пп. 1 п. 2 ст. 253, пп. 2, 5, 6 п. 1 ст. 254 НК РФ);
  • расходов на оплату труда (зарплата водителю) (пп. 2 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 255 НК РФ).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *